Исключение страховой компании из соглашения ПВУ и получение выплат после ДТП

Страховщик заплатит за скрытые повреждения автомобиля при ДТП

Исключение страховой компании из соглашения ПВУ и получение выплат после ДТП

Важное для автовладельцев решение принял Верховный суд РФ. Оно касается той спорной ситуации, когда в ходе ремонта автомобиля после аварии в сервисе обнаружились скрытые повреждения. А страховая сумма уже заплачена. Верховный суд решил, что соглашение со страховой компанией о выплате ущерба можно отменить, если автовладелец заблуждался в оценке стоимости ремонта.

Довольно часто автовладельцы, чтобы поскорее получить деньги на ремонт машины соглашаются на предложение страховщика о выплате без технической экспертизы.

Ведь на нее надо записываться, она тоже требует времени и все дальше отодвигает момент, когда автомобиль будет отремонтирован и им можно будет пользоваться.

Поэтому многие идут на то, чтобы заключить со страховой компанией соглашение об урегулировании убытков. Страховщик уплачивает оговоренную сумму, и все его обязательства перед автовладельцем исполнены.

Но как быть, если этой суммы для ремонта оказалось недостаточно? Практика показывает, что взыскать больше со страховщика уже не получится. Однако бывают исключения.

Таким исключением стала история водителя, ремонт автомобиля которого обошелся ему в три раза дороже, чем заплатила страховая компания.

Итак, некто Денис Журавлев в январе 2017 года попал в аварию. В его автомобиль врезался “Рено”. Он обратился к своему страховщику за возмещением ущерба по ОСАГО. Страховщик после первичного осмотра экспертом автомобиля признал случай страховым, заключил с автовладельцем соглашение об урегулировании страхового случая и выплатил ему 55 тысяч рублей.

Техосмотр не будут фиксировать на видео

Журавлев обратился в сервис, где ему отремонтировали машину. Но денег, выплаченных страховой компанией для приведения машины в доаварийное состояние, оказалось явно недостаточно.

Тогда автовладелец обратился к тем же экспертам, которые проводили первичный осмотр, для дополнительного осмотра. Они нашли скрытые повреждения, которые не были указаны в первичном акте.

Эксперты также установили, что все повреждения автомобиля относятся к одной аварии. Но при этом величина расходов на ремонт составила почти 155 тысяч рублей.

Согласно выводам независимого эксперта, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 166 тысяч рублей. То есть пострадавший после визуального осмотра получил на руки в три раза меньше.

Страховщик отказал автовладельцу в удовлетворении заявления на доплату, сославшись на заключенное между ними соглашение.

Тогда Журавлев направил в адрес страховой компании претензию о расторжении соглашения и доплате страхового возмещения на основании независимой оценки. Но и оно осталось без удовлетворения. После этого автовладелец подал иск в суд.

Впрочем суды, что первой, что апелляционной инстанции, встали на сторону страховщика.

Они исходили из того, что истец реализовал свое право на получение страхового возмещения, заключив то самое злосчастное соглашение.

Обязанность по оплате оговоренной страховой выплаты страховщиком исполнена. Доказательств, что соглашение заключалось под влиянием существенного заблуждения, суду не было представлено.

Решение Верховного суда – новый поворот в судебной практике. Будет всплеск исков от автовладельцев, которые сами оплачивали скрытые повреждения

Однако Верховный суд с такими выводами не согласился.

Он подтвердил, что заключение со страховщиком соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы является реализацией права потерпевшего на получение страхового возмещения. После исполнения страховщиком обязательства по выплате в размере, согласованном сторонами, оснований для взыскания каких-либо дополнительных убытков нет.

Но вместе с тем при наличии оснований для признания соглашения недействительным потерпевший вправе обратиться в суд с иском об его оспаривании и о взыскании суммы страхового возмещения.

АвтоВАЗ незаметно обновил Lada Granta

ВС напомнил, что согласно пункту 1 статьи 178 Гражданского кодекса сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной, если заблуждение было настолько существенным, что истец, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершил бы ее, знай он о действительном положении дел.

Как указывает сам автовладелец, он исходил из отсутствия скрытых повреждений, способных привести к значительному увеличению стоимости восстановительного ремонта. Он бы не заключил соглашения, если бы знал о действительном положении дел. Это судебными инстанциями учтено не было, указывает Верховный суд.

Кроме того, подчеркивает Верховный суд, при заключении этого соглашения Журавлев, не имея специальных познаний, полагался на компетентность специалистов, проводивших первичный осмотр автомобиля. Он исходил из добросовестности их поведения и отсутствия в будущем негативных правовых последствий для себя как участника сделки.

По этой причине Верховный суд отменил определение апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение.

Стоит еще раз повторить, что такое решение Верховного суда идет, конечно, во благо автовладельцам, но это новый поворот в судебной практике. Поэтому надо ожидать всплеска исков от автовладельцев, которые также заключали мировые соглашения, а потом за свой счет оплачивали скрытые повреждения.

Как аукнулось перевозчикам автоматическое взвешивание грузовиков

Напомним, что страховые компании в приоритете возмещают ущерб натуральным способом. То есть направляя пострадавший в аварии автомобиль на ремонт в сервис, с которой у компании заключен договор.

Такой порядок удобен страховщику, потому что позволяет избежать судебных исков, в том числе от недобропорядочных юристов, приобретших право цессии у реального пострадавшего.

Это выгодно автовладельцу, потому что в этом случае страховщик оплачивает ремонт без вычета износа.

И именно при натуральном возмещении ущерба невозможна ситуация, когда скрытые повреждения остаются незамеченными.

Однако у страховых компаний до сих пор остается право на выбор возмещения: либо ремонтом, либо деньгами. Не все страховщики имеют право направлять автомобиль на ремонт. Поэтому соглашения об урегулировании страховых случаев еще будут заключаться.

Источник: https://rg.ru/2019/04/15/strahovshchik-zaplatit-za-skrytye-povrezhdeniia-avtomobilia-pri-dtp.html

Новые правила ОСАГО: как изменится система выплат и что делать водителям

Исключение страховой компании из соглашения ПВУ и получение выплат после ДТП

С приходом декабря страховой рынок Украины опробует в действии систему прямого урегулирования убытков по ОСАГО. Это значит, что с декабря водителю в случае аварии не придется обивать пороги той компании, в которой был застрахован виновник ДТП. Выплату можно будет получить напрямую, со своего страховщика, а уж он потом взыщет эти деньги с коллеги по рынку, пишет Сегодня. 

Читай также: Михаил Миколюк: Как вложить деньги в инвестиционное страхование

Правда, работать это новшество будет не в полную силу: пока предложить своим клиентам прямые выплаты согласны менее двадцати компаний.

Противники системы предупреждают о росте убыточности среди участников прямого урегулирования и уверены, что одно крупное банкротство “завалит“ инициативу.

Но компании готовы пойти на риск, ведь более качественный продукт в перспективе можно будет продавать дороже, чем у конкурентов.

Платить или не платить

Прямое урегулирование по автогражданке в Европе – вполне обычное дело. Во многих западных странах этот элемент страхового сервиса работает на обязательной основе, и водитель даже не догадывается, что за выплату по ДТП можно долго бороться с компанией виновника аварии.

В нашей стране пока все наоборот: страховщика нередко приходится разыскивать, и хорошо, если он не окажется банкротом. В этом случае при помощи общественных организаций есть неплохие шансы отстоять право на получение компенсации в суде.

В среднем с момента аварии и до того дня, когда пострадавший правдами и неправдами получает от страховой компании положенные по закону деньги, у нас проходит четыре-пять месяцев. Но есть такие компании, которые затягивают с выплатой по ОСАГО на год и больше.

Автомобилисты стремятся покупать самую дешевую страховку .sumy.ua

Происходит это по причинам, нередко завязанным на политике руководства недобросовестных компаний и их решении попросту “не платить“. Но также сказываются и непрямые отношения страховщика и страхователя.

“По нынешнему механизму урегулирования деньги в виде страховой премии страховщику приносит клиент, а потерпевший приносит лишь убытки.

Потому компания не всегда заинтересована в качественном и быстром обслуживании“, – анализирует гендиректор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Шевченко.

Читай также: Авто в лизинг: чем отличается от кредита и как оформить в Украине

“Клиент платит компании за полис, но выплату при наступлении страхового события получает третье лицо (пострадавший в ДТП). И в этом случае страхователю все равно, насколько оперативно работает его страховая компания, и платит ли она вообще постороннему человеку“, – дополняет менеджер по коммуникациям страховой компании PZU в Украине Александр Мельничук.

В результате подхода “всем все равно“ мы получаем ситуацию, когда люди покупают автогражданку там, где дешевле, а компании выплачивают из-под кнута МТСБУ и Нацкомиссии по регулированию рынков финуслуг. Изменить этот подход должна система прямого урегулирования.

Суть ее проста: потерпевший в ДТП обращается за компенсацией не в чужую, а в свою страховую. Страховщик, заинтересованный в удержании клиента, быстро выплачивает ему деньги и самостоятельно производит взаиморасчет с компанией виновника ДТП.

“Когда люди поймут, что могут ускорить получение выплаты, то станут выбирать страховую компанию по иному принципу: как для себя, а не для “того парня“.

А страховщики начнут обслуживать именно своих клиентов, и некоторым страховым придется уделять больше внимания сервису, если они хотят остаться на рынке“, – убежден Мельничук.

Клиент дороже денег 

Читай также: Как пользоваться полисом добровольного медстрахования

Клиентоориентированность – главная фишка прямого урегулирования, говорят в МТСБУ. Для потребителя оно предусматривает целый ряд преимуществ.

“Во-первых, потерпевший в ДТП сможет сам выбирать, куда обращаться – в компанию виновника или в ту СК, с которой он заключил договор страхования ОСАГО. Такой выбор можно делать, основываясь на данных Моторного бюро о том, как быстро и качественно каждая из компаний урегулирует ДТП.

Во-вторых, будет возможность менять компанию урегулировщика до получения выплаты. Если страховая, куда обратился потерпевший (независимо, компания потерпевшего или виновника), затягивает с выплатой возмещения, можно будет передать документы в другую.

Мы рассчитываем на то, что страховщик заинтересован в лояльности своего клиента, поэтому будет стараться урегулировать его страховое событие в полном объеме“, – акцентирует Шевченко.

“Большим преимуществом для страхователей будет сокращение сроков урегулирования в 2-3 раза.

Сегодня “законная“ норма по выплате составляет 90 дней с момента подачи пострадавшим заявления на выплату вместе с другими необходимыми документами, но по факту средний срок урегулирования по рынку, по данным МТСБУ, составляет 136 дней.

В случае с прямой выплатой клиент сможет получить компенсацию уже через месяц“, – считает начальник департамента урегулирования убытков АСК ИНГО Украина Олег Коваленко-Кужольный.

У двух участников ДТП должны быть полисы автогражданки от участников прямого урегулирования autonews.ru

“Кроме того, страховщики будут стараться удовлетворить своих клиентов с точки зрения полноты выплат и не будут всячески пытаться их урезать, что в настоящее время происходит нередко, – уверен вице-президент СК АХА Страхование Максим Межебицкий. – Да и клиенты будут охотнее заявлять убытки своим страховщикам, поскольку будут уверены, что им не придется месяцами выбивать деньги с помощью юристов“.

Читай также: Как подготовить авто к зиме и не потерять страховку

Выбиванием денег друг с друга займутся страховщики. Цивилизованно, через Моторное бюро, которое будет выступать расчетно-клиринговым центром. “Раз в месяц компании будут формировать реестр встречных требований.

По этому реестру разработанная система будет проводить взаиморасчет с субсчетов каждого страховщика в уполномоченном банке. Потерпевший или виновник ДТП в этом процессе не участвуют“, – подчеркивает Шевченко.

Даже если у компаний возникнут споры по поводу суммы выплаты, эту проблему они также будут решать между собой. Чтобы не загнать друг друга в минус, компании смогут вместе проводить оценку повреждений.

Кроме того, убытки в МТСБУ будут разделены на несколько групп по размеру. В каждой будет рассчитываться средний размер убытка, и именно по нему будет происходить взаимозачет.

Кто в строю

При всех несомненных плюсах системы у нее есть один существенный недостаток. “Для того, чтобы прямые выплаты заработали, что называется, на дороге, у двух водителей в ДТП должны быть действующие полисы автогражданки, выданные кем-то из участников системы прямого урегулирования, – отмечает Коваленко-Кужольный.

 – Если хотя бы один застрахован в компании, которая не участвует в проекте, будет работать традиционная система урегулирования“. Загвоздка в том, что с прямыми выплатами на рынок в следующем месяце выходит относительно небольшое количество компаний.

Пока это всего 16 страховщиков – притом что полисы ОСАГО могут продавать продавать 56 компаний. “Нужно учитывать не количество, а долю страховщиков на рынке, – объясняет Шевченко. – Сейчас доля компаний, подписавших соглашение о прямом урегулировании, составляет 50% всех заключенных договоров.

Статистическая вероятность ДТП с участием застрахованных этих двух компаний составляет около 25%“.

Какие страховые компании остались в системе прямого урегулирования segodnya.ua

Шевченко согласен, что процент небольшой, но акцентирует на том, что эти компании крупнейшие на рынке и имеют большую долю продаж именно в крупных городах. Так что здесь вероятность ДТП с участием двух страховщиков-участников соглашения будет значительно выше.

Также в Моторном бюро не исключают, что к декабрю список участников системы пополнится, а уже в следующем году, после “обкатки“ на наших дорогах, прямое урегулирование станет обязательным для всех страховщиков-операторов рынка ОСАГО. “Это должно повысить доверие клиентов к страхованию.

Сейчас любая рекламная кампания по привлечению страхователя касается лишь момента заключения договора автогражданки. И привлекают клиента в основном низкой ценой или большой скидкой.

А с прямым урегулированием клиенты получат возможность испробовать качество страхового сервиса и понять, насколько удобно и быстро может урегулироваться ДТП“, – уверяет Шевченко.

Читай также: Как не стать жертвой обмана страховой компании

Интересно, что сами страховщики готовы вкладываться в сервис и терпеть временный рост убыточности не без далеко идущих планов. И планы эти могут не обрадовать тех водителей, которые сейчас покупают ОСАГО исключительно для полиции.

“В долгосрочной перспективе страховщики выиграют, ведь дифференцируя себя с помощью качества сервиса, необязательно будет продавать полисы по минимальным ценам, – рассуждает Межебицкий.

 – Цена должна быть адекватна расходам страховщика и включать в том числе минимальную прибыль для акционеров. Прямое урегулирование как раз дает страховщикам возможность продавать дороже более качественный продукт.

Это создает предпосылки для перехода к свободному ценообразованию, как во всех европейских странах. Государство устанавливает требования к минимальным лимитам ответственности страховщиков, а цены регулируются рынком“.

На свой страх и риск

У прямого урегулирования есть не только приверженцы, но и критики. Главный из аргументов последних – это качество страхового рынка вообще и качество участников системы в частности.

Читай также: Возмещают, не спеша: Как страховщики совершают выплаты по “автогражданке“

“Успешность проекта стоит оценить по одному простому показателю. Это скорость выплаты у каждого страховщика, – объясняет глава правления правозащитной организации “Украинский страховой омбудсмен“ Юрий Чунихин. – По данным МТСБУ, из 16 компаний только 4 делают выплаты без нарушений сроков. Все остальные выплачивают деньги, когда им удобно.

Кстати, две крупные компании из этого пула стабильно занимают топовые места по количеству жалоб как в нашем антирейтинге, так и в данных Нацкомфинуслуг.

И это по обязательным выплатам! Чего же можно ждать от их участия в добровольной системе? В регламенте Моторного бюро и в законодательстве нет пунктов о том, что страховщик может быть наказан за уклонение от прямого урегулирования“.

Так как принцип прямого урегулирования основан на взаиморасчетах между страховщиками, наличие темной лошадки среди участников может “завалить“ проект.

“Если хоть одна страховая компания станет банкротом или не будет выполнять свои обязательства, то система развалится после первых финансовых итогов: вряд ли кто-то из нормальных страховщиков согласится постоянно платить за недобросовестных коллег“, – полагает генеральный директор СК ДИМ Страхование Роман Маленко. Впрочем, на случай банкротства кого-то из членов соглашения компании формируют дополнительный гарантийный фонд, без взноса в который компания не сможет принимать участие в прямом урегулировании. “Фонд должен стать финансовой гарантией того, что страховщик-участник системы рассчитается с коллегами по выплатам. Иначе расходы участников покроют за счет средств такого фонда“, – поясняет Мельничук.

Читай также: Чудом устояли: Что происходит с украинскими страховыми компаниями

Что же касается недобросовестного отношения к выплатам и мер воздействия на “уклонистов“, то здесь сами страховщики собираются быть максимально пристрастны.

“Соглашение жестко регламентирует финансовую дисциплину, – говорит Межебицкий. – За первое нарушение сроков при взаиморасчетах к участнику будет применяться существенный штраф.

За второе нарушение страховщик автоматически исключается из списка участников“. 

А вот для тех, кто ценит надежность страховщика, появится еще один маячок: “Если компания-участник системы прямого урегулирования будет близка к кризису, то, скорее всего, выход из этой системы станет одним из ее первых шагов.

Ведь для возврата средств из гарантийного фонда должно пройти не менее 6 месяцев с момента выхода или исключения страховщика из проекта.

Так что если другой участник уже начал регулировать случай, где виновником является клиент такого страховщика, то пострадавший может быть уверен в выплате возмещения“, – уверяет Мельничук.

Прямой выплате подлежат только убытки до 100 тыс грн avtogragdanka.in.ua

Обращаться к своему страховщику за выплатой по ОСАГО можно будет начиная с декабря текущего года при соблюдении некоторых важных условий.

Во-первых, оба страховщика – и виновника и потерпевшего – должны быть членами соглашения по прямому урегулированию.

Во-вторых, в ДТП должно быть задействовано только два участника, при этом авария является контактной, то есть присутствовало столкновение. В-третьих, ДТП должно быть оформлено по всем правилам: либо полицией, либо европротоколом. 

Читай также: Водителям разрешили с опозданием уведомлять страховщика о ДТП

Также нужно помнить, что прямое урегулирование касается только имущественного ущерба, поэтому за компенсацией ущерба здоровью и жизни обращаться все равно придется в страховую компанию виновника ДТП.

Кроме того, прямой выплате подлежат убытки до 100 тыс грн. Убытки большего размера урегулируются в общем порядке, даже если участники имели полисы дополнительного страхования гражданской ответственности.

Ранее сообщалось, что водителей будут дистанционно штрафовать за отсутствие страховки.

Смотри также – Что думают эксперты об “автогражданке“ в Украине:

Борис Визиров об “автогражданке” в Украине:

Источник: http://dengi.ua/budget/291157-Novye-pravila-OSAGO--kak-izmenitsja-sistema-vyplat-i-chto-delat--voditeljam

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Исключение страховой компании из соглашения ПВУ и получение выплат после ДТП

Проблемы правового регулирования страховых отношений

ВОПРОС 1. В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона РФ от 27.11.

1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Когда и в какой форме страхователем (выгодоприобретателем) должен быть выражен такой отказ от прав на поврежденное застрахованное имущество?

Может ли собственник застрахованного имущества отказаться от своих прав на него после выплаты страховщиком страхового возмещения не в полном объеме, а за вычетом стоимости годных к реализации остатков, при условии, что годные остатки находятся в распоряжении страхователя (выгодоприобретателя)? 

Рекомендации НКС: Применительно к статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователю или выгодоприобретателю необходимо в срок, установленный договором для осуществления страховой выплаты, принципиально и однозначно выбрать способ выплаты страхового возмещения.

При этом страхователь (выгодоприобретатель) обязан письменно уведомить страховщика об отказе от своих прав на поврежденный автомобиль и явно выразить свою волю на получение страхового возмещения в полном объеме.

Одновременно страхователь вправе предложить страховщику в определенный срок принять годные к реализации остатки транспортного средства.

Страховая организация самостоятельно определяет размер страхового возмещения и производит выплату страхового возмещения в размере страховой суммы за вычетом амортизационного износа и стоимости годных остатков автомобиля в случае, если годные к реализации остатки транспортного средства остались у страхователя, а собственник имущества не отказался от своих прав на него в пользу страховщика и не уведомил последнего о таком намерении, при этом в адрес страховщика поступили только заявления о перечислении страхового возмещения на расчетный счет без указания иных вариантов выплаты страхового возмещения.

После исполнения страховщиком своих обязательств по договору имущественного страхования какие-либо перерасчеты суммы страхового возмещения или доплаты не допускаются.

Такая практика страховых выплат (за минусом стоимости годных остатков) применяется по договорам КАСКО (страхование ущерба), где предусмотрено уменьшение суммы выплаты на сумму стоимости годных остатков, либо выплата в полном размере, но так называемые годные остатки транспортного средства страховая компания оставляет себе.

Положения пункта 5 статьи 10 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не применимы к ОСАГО, так как пункт 4 статьи 3 названного Закона предусматривает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Договор ОСАГО заключается на определенных условиях, не зависящих от воли страховой компании, а именно – на условиях Правил № 263, принятых во исполнение Закона об ОСАГО.

С учетом подпункта «а» пункта 63 Правил № 263 страховые компании должны выплатить полную стоимость без каких-либо удержаний стоимости годных остатков (с учетом лимита в 120 000/160 000 рублей), поскольку ни Правила № 263, ни Закон об ОСАГО не предусматривают никаких вычетов из этой суммы. При чем даже если в этом случае возникает неосновательное обогащение вследствие полной страховой выплаты, такое обогащение не подпадает под действие статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ВОПРОС 2. Каков предельный размер страховой выплаты каждому потерпевшему на основании ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших?

Рекомендации НКС: В системе обязательного страхования гражданской ответственности величина страховой суммы определена в законодательном порядке.

Согласно статье 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Исходя из системного толкования названной нормы права в корреспонденции со статьями 3, 6, 7, 12 и пунктом 3 статьи 13 названного Закона при определении подлежащей возмещению суммы одновременно нескольким потерпевшим устанавливается общая предельная сумма выплаты на всех потерпевших в размере 160 000 рублей, которая выплачивается пропорционально отношению страховой суммы к сумме заявленных требований, но не более 120 000 рублей на одно лицо.

Иными словами, если один из потерпевших понес убытки на сумму менее 40 000 рублей, то другому потерпевшему не может быть выплачена сумма, превышающая 120 000 рублей.

В противном случае ущемлялись бы права единственного потерпевшего в ситуации, когда вред причинен имуществу одного лица.

Кроме того, ограничение размера выплаты в пределах 120 000 рублей на одно лицо (при нескольких потерпевших) служит также для защиты прав остальных потерпевших, поскольку не исключается вероятность их более позднего по сравнению с первым потерпевшим обращения за выплатой страхового возмещения.

ВОПРОС 3. Страховая компания в порядке суброгации требует взыскать со страховщика (ОСАГО) виновного в ДТП лица страховое возмещение.

Может ли быть при этом удовлетворено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) или о взыскании законной неустойки (ст.

13 Закона об ОСАГО) в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения по ОСАГО?

Рекомендации НКС: В соответствии с пунктом 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

При заявлении страховой компанией одновременно с требованием о взыскании со страховщика (ОСАГО) виновного в ДТП лица страхового возмещения либо требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо о взыскании законной неустойки (ст. 13 Закона об ОСАГО) в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения по ОСАГО следует учитывать следующее.

Неустойка, предусмотренная в статье 13 Закона об ОСАГО, – это специальная ответственность страховщика перед потерпевшим, поэтому переходить в порядке суброгации право требования такой неустойки не может.

Право на получение неустойки, о которой идет речь в статье 13 Закона об ОСАГО, не включено в содержание деликтного обязательства, возникающего между потерпевшим и причинителем вреда.

Неустойка по статье 13 Закона об ОСАГО нацелена на обеспечение защиты прав потерпевшего, поэтому применяется только в случае предъявления потерпевшим к страховщику требования о выплате страхового возмещения.

Статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации носит общий характер и применяется при неосновательном пользовании или удержании денежных средств лицом, обязанным выплатить денежные средства, в связи с чем именно данная норма подлежит применению при обращении страховщика, выплатившего страховое возмещение, в порядке суброгации к страховщику причинителя вреда. 

ВОПРОС 4. Потерпевший в ДТП предъявил иск к страховщику (ОСАГО) гражданской ответственности причинителя вреда о взыскании 120 000 рублей страхового возмещения за причиненный вред имуществу и 5000 рублей расходов по оценке стоимости ремонта транспортного средства. Подлежит ли удовлетворению иск в части взыскания расходов по оценке ущерба?

Рекомендации НКС: В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить причиненный вред имуществу одного потерпевшего, составляет не более 120 000 рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» стоимость независимой экспертизы включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком.

Анализируя сочетание этих двух правовых норм, можно утверждать, что стоимость независимой экспертизы, проведенной страхователем, включается в страховую выплату в размере 120 000 рублей.

Если же стоимость экспертизы не укладывается в рамки закрепленного законом лимита ответственности страховщика, то оставшаяся денежная сумма в силу статьи 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению с причинителя вреда.

ВОПРОС 5. Федеральным законом от 01.12.

2007 № 306 были внесены изменения в статью 12 Закона об ОСАГО, согласно которым размер подлежащих возмещению убытков при повреждении имущества потерпевшего определяется в размере расходов на материалы и запасные части (с учетом износа комплектующих), необходимые для восстановительного ремонта и расходов на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Изменился ли в связи с этим подход к решению вопроса о взыскании величины утраты товарной стоимости транспортного средства?

Рекомендации НКС:  В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением внешнего (товарного) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта, поэтому наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится к реальному ущербу и возмещается в денежном выражении.

Отсутствие в законодательстве специальных норм, регулирующих вопросы, связанные с утратой товарной стоимости и определением ее величины, не может служить основанием к отказу в возмещении в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств причиненного в результате уменьшения стоимости автомобиля реального ущерба, размер которого может быть определен специалистами в области автотехнической экспертизы.

Источник: http://fasvvo.arbitr.ru/node/13139

Получаем страховку по ОСАГО в натуральном виде – ремонта по восстановлению испорченной в аварии машины

Исключение страховой компании из соглашения ПВУ и получение выплат после ДТП

Преимущественной формой страхового возмещения по ОСАГО, значится оплата и (или) организация страховщиком ремонта по восстановлению поврежденного в аварии автомобиля, находящегося у водителя в собственности.

Водитель должен иметь регистрацию в нашей стране. Указанный порядок применяется к договорам ОСАГО, которые были подписаны после 28 апреля 2017 года.

В случае если подписи на договоре были поставлены до оговоренной даты, то владелец поврежденного транспортного средства имеет право получить страховую выплату двумя способами – в натуральной и денежной форме.

Вы уже поняли, что натуральная форма возмещения подразумевает восстановительный ремонт машины, но это возможно осуществить, если страховая компания заключила соответствующий договор с СТО – станцией технического обслуживания.

Второй способ получения страховки – денежная выплата причитающихся средств «наличкой» из кассы страховой компании. Эти моменты регламентируют пп. «к» п.9 ст. 1, ч. 1,4 ст. 3 Закона от 28 марта 2017 года №49-ФЗ; п.15.1 ст. 12 Закона от 25.04.2002 №40-ФЗ.

Для справки! Какие есть основания страховой выплаты по договору ОСАГО

Если на договоре ОСАГО стороны поставили свои подписи после 28 апреля 2017 года, то натуральная форма страхового возмещения (проще говоря, восстановительный ремонт) недоступна для потерпевшей стороны. В ч.1.4 ст.3 Закона №49-ФЗ; п. 16.1 ст. 12 Закона №40-ФЗ обозначено, что на плечи страховщика возлагается обязанность выплаты страхового возмещения в указанных ниже случаях:

  • Смерть потерпевшего;
  • Транспортное средство полностью погибло и восстановлению не подлежит;
  • Когда стоимость ремонта, связанного с восстановлением автомобиля больше 400 тысяч рублей или предельной величины страхового возмещения, установленной для случаев оформления ДТП без участия должностных лиц полиции. Или на всех без исключения участниках дорожного происшествия лежит ответственность за нанесенный ущерб и в обозначенных случаях потерпевшая сторона не горит желанием раскошелиться на доплату СТО ремонта.

Если для вас сложно разбираться со всеми тонкостями процесса, и необходима грамотная юридическая помощь на месте ДТП, то во многих городах Крыма функционирует правой центр «АВТО ПОМОЩЬ».

Один звонок по телефону +7 (978) 978-00-77, который работает в режиме 24/7, и у вас будет четкая схема действий, как вести себя в экстренной ситуации и не растеряться. Сейчас набирают популярность услуги аварийного комиссара в Севастополе, Симферополе и других крупных городах полуострова.

Это настоящие асы своего дела, имеющие соответствующее образование и практический опыт решения самых нестандартных дорожных ситуаций.

Если вам нужно получить страховое возмещение по ОСАГО в натуральной форме, то есть в виде ремонта машины, необходимо шаг за шагом следовать приведенной ниже схеме.

Шаг №1. С соответствующим заявлением нужно обратиться в страховую компанию, имея при себе пакет необходимых документов

Если обратиться к п.3 ст. 11 Закона №40-ФЗ, то там прописано, что потерпевшая сторона должна без промедления позвонить страховщику и уведомить о факте наступления страхового случая. Делается это с целью получения страховки в дальнейшем.

https://www.youtube.com/watch?v=4h7FS8AOf38

Если вас устраивает вариант, когда страховщик оплачивает СТО ремонт по восстановлению поврежденного транспортного средства, то вам нужно посетить страховую компанию, которая занималась страхованием вашей гражданской ответственности, но при этом должны быть одновременно соблюдены указанные ниже условия (см. ч.2,3 ст. 3 Закона №49-ФЗ; п.1 ст. 14.1 Закона №40-ФЗ):

  • В дорожном происшествии было задействовано два и более транспортных средства (речь о трех и более задействованных машинах идет в том случае, если ДТП случилось после 25.09.2017), а гражданская ответственность их собственников была застрахована по ОСАГО;
  • Итогом ДТП стало причинение вреда исключительно имуществу.

В п.1 ст. 12 Закона №40-ФЗ сказано, что в других ситуациях заявление о страховом возмещении и пакет документов, необходимых для этой процедуры, нужно направить страховой компании, которая застраховала гражданскую ответственность гражданина, по вине которого был причинен вред.

В п.п. 15.3, 17 ст. 12 Закона №40-ФЗ прописано, что при написании заявления нужно прописать такие моменты:

  1. СТО, которая будет заниматься ремонтом машины.
  2. Как будет осуществляться восстановительный ремонт:
    • Оплата страховой компанией ремонта;
    • Страховая компания самостоятельно занимается организацией восстановительного ремонта автомобиля и рассчитывается за него. СТО выбирается из перечня, предложенного самим страховщиком. С этими СТО у них заключен соответствующий договор;
    • Потерпевшая сторона сама занимается организацией восстановительного ремонта на СТО, не входящей в перечень, предложенный страховой компанией. Этот вариант вы можете выбрать, имея на руках разрешение страховщика, составленное в письменной форме.

Если вы хотите ознакомиться со списком СТО, с которыми у страховщика есть соглашения о работе, то вам нужно посетить офис страховой компании или зайти на их официальный сайт. Важно заострить внимание на том, чтобы СТО соответствовала требованиям к организации восстановительного ремонта – об этом гласит п. 15.1, абз. 2 п. 17 ст. 12 Закона №40-ФЗ:

  • Ремонт по восстановлению автомобиля, которому с момента выпуска с завода «исполнилось» не более двух лет, должна проводить СТО, являющаяся официальным сервисным центром этой марки машины;
  • Максимальное расстояние, которое допускается при транспортировке от вашего дома или от места ДТП (вы сами выбираете) не должно превышать 50 км. Помните об исключениях – это случаи, когда страховая компания лично занимается организацией доставки поврежденной машины до СТО и обратно и (или) оплатила данную услугу сторонней организации;
  • Восстановительный ремонт машины может длиться не более 30 рабочих дней со дня, когда вы передали ее страховой компании, занимающейся организацией ремонта (сюда входит транспортировка машины на СТО, оплата услуг СТО) или со дня, когда вы сами пригнали поврежденную машину на СТО.

Если же страховщик заключил договор с СТО на оказание услуг по восстановительному ремонту, но данная организация не соответствует перечисленным выше требованиям, то поврежденное авто может быть транспортировано на подобную СТО исключительно после того, как вы сами изъявили такое желание и зафиксировали его на бумаге.

Если же вы категорически отказываетесь вверять свое транспортное средство непонятной СТО или же, напротив, страховая компания не готова сотрудничать со станцией, на которой вы остановили свой выбор, то на страховщика ложится обязанность выплатить вам возмещение в денежной форме. Эти моменты закреплены в абз. 5,6 п. 15.2, п. 15.3 ст.

12 Закона №40-ФЗ.

Шаг №2 По окончанию осмотра (независимой технической экспертизы) поврежденной машины возьмите у страховой компании направление на СТО на восстановительный ремонт

В пятидневный срок со дня, когда вы вручили в руки страховщику заявление и предоставили пакет необходимых документов, понадобится пригнать поврежденную машину или, если она полностью уничтожена, то ее остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы. Это делается с целью выяснения обстоятельств, которые способствовали причинению ущерба ТС и определения размера убытков, который понадобится возместить потерпевшей стороне (п.10 ст. 12 Закона №40-ФЗ).

Возникает закономерный вопрос: в каких случаях проводится независимая техническая экспертиза поврежденного ТС? Например, если по итогам проведенного осмотра потерпевшая сторона не пришла к взаимному соглашению в вопросе суммы страхового возмещения. Этот момент прописан в п.13 ст. 12 Закона №40-ФЗ.

Страховая компания должна возместить причиненный вашей машине вред в сумме расходов, возникших во время восстановительного ремонта в то состояние, в котором он находился до аварии (то есть, до того как наступил страховой случай).

Но сумма не может быть больше установленной законом предельной суммы. Страховая компания оплачивает расходы на восстановление машины, основываясь на подписанный между ней и СТО договор, куда она была транспортирована. Об этом гласят п.1, пп. «б» п.18, п. 19 ст. 12 Закона №40-ФЗ; п. 4.

15 Положения, утв. Банком России от 19.09.2014 №431-П.

Важно! Если вы решили взять в собственные руки организацию восстановительного ремонта ТС, то направление на СТО страховая компания обязана выдать в течение 30 календарных дней (нерабочие праздничные дни учитываться не будут) с даты, когда вы принесли соответствующее заявление и пакет необходимых документов. В иных случаях этот срок составляет 20 дней.

Какая информация должна быть отображена в направлении на ремонтные работы:

  • Информация о СТО, куда транспортируется транспортное средство для восстановления;
  • Срок ремонта;
  • В случае если восстановительный ремонт требует дополнительной платы сверх максимально зафиксированного размера страхового возмещения, то указывается размер доплаты.

Эти моменты обозначены в п.4.17 Положения, утв. Банком России от 19.09.2014 №431-П; п.1, п.п. 17,21 ст. 12 Закона №40-ФЗ.

Для справки! На какую сумму страхового возмещения (по максимуму) может претендовать потерпевшая сторона

Нужно четко понимать, что страховая компания не будет раскошеливаться на оплату дорогостоящего ремонта, чтобы возвратить поврежденному ТС первоначальное состояние и внешний вид, поэтому рассчитывать на это потерпевшей стороне не нужно.

Законом установлена максимальная страховая сумма – она составляет 400 тыс. рублей. Если же повреждения были существенными, и ремонт тянет на большую сумму, то собственнику машины придется доплачивать самому.

Аналогичная ситуация будет в случае дорожных происшествий на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской области, оформленных без привлечения должностных лиц полиции, если страховой компании предоставлены данные об обстоятельствах ДТП, зафиксированные техническими средствами, обеспечивающими некорректируемую регистрацию информации.

Если говорить об остальных случаях, когда на место ДТП не вызывались сотрудники полиции (то есть, первичные документы составлялись без их участия), то страховая компания оплачивает причиненный машине ущерб в пределах 50 тыс. руб. (пп. «б» ст. 7, п. п. 4, 5, 8 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ).

Не всегда потерпевшей стороне удается прийти к консенсусу со страховщиками и получить необходимые средства, поэтому выкуп страховых случаев в Крыму за один день поможет решить уйму проблем и сэкономить время.

Обращайтесь в правовой центр «АВТО ПОМОЩЬ», и в короткий срок независимый оценщик скажет сумму, которую вам сразу дадут руки. Наберите номер +7 (978) 978-00-77 и у диспетчера вы сможете узнать интересующие вопросы, а затем воспользоваться рядом сопутствующих услуг.

Это вызов аварийного комиссара в Симферополе на место аварии или оценщика с опытом работы в подобных делах.

Если обратиться к абз.2 п. 21 ст.

12 Закона №40-ФЗ, то там сказано, что если неблагонадежный страховщик сознательно затягивает срок выдачи вам на руки направления на СТО, где машину будут восстанавливать после ДТП, то его в законном порядке можно привлечь к административной ответственности. За каждый день просрочки он обязан выплатить вам неустойку (пеню), которая составляет 1% от суммы страховки.

Шаг №3 Заберите восстановленное транспортное средство с СТО

Станция технического обслуживания, куда было направлено поврежденное транспортное средство, обязана произвести необходимый ремонт в срок, прописанный в направлении.

Ремонт не должен длиться более чем 30 рабочих дней со дня, когда ТС было транспортировано на СТО или передано страховой компании.

В особо тяжелых ситуациях страховая компания может прийти к соглашению с пострадавшей стороной, и данный срок продляется – об этом гласят абз. 2 п.21 ст. 12 Закона №40-ФЗ; абз. 2 п. 15.2 Закона №40-ФЗ.

Когда вы подпишите акты выполненных работ, в них будет проставлена дата – именно она и считается датой, когда ремонт по восстановлению машины завершился.

Этот документ составляется в трех экземплярах, один передается страховщикам, второй остается в СТО, а третий вы получаете на руки.

После подписания акта выполненных руках вы забираете восстановленный автомобиль, и с этого момента обязательства страховой компании по страховому возмещению считаются выполненными надлежащим образом (п. 6.1 Положения №431-П; абз. 8 п. 17 ст. 12 Закона №40-ФЗ.)

Важно! СТО дает гарантию на восстановительный ремонт машины. Минимальный гарантийный срок – полгода, а на работы с применением лакокрасочных материалов и на кузовные работы он составляет 1 год. Этот момент закреплен в п.15.1 ст. 12 Закона №40-ФЗ.

Если по вине СТО срок восстановительного ремонта удлиняется, и он уже преодолел максимально допустимую отметку, то претензию можно предъявить страховой компании. Именно на нее возлагается ответственность за сроки исполнения СТО обязательств по ремонту.

За нарушение сроков страховщик должен заплатить неустойку (пени) в размере 0,5 % от суммы страхового возмещения, которая полагается пострадавшей стороне, за каждый день просрочки. Но сумма штрафных санкций не может быть больше суммы страхового возмещения. Читайте абз.9 п.17, абз.

2 п. 21 ст. 12 Закона №40-ФЗ.

Источник: https://crimeahelp.ru/help/poluchayem-strakhovku-po-osago-v-vide-remonta/

Судебное дело
Добавить комментарий