Как правильно зарегистрировать движимое имущество, на праве оперативного управления?

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Как правильно зарегистрировать движимое имущество, на праве оперативного управления?

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к  объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для  осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

 При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право оперативного управления: подробности для бухгалтера

  • Налог на имущество казенного предприятия … является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем унитарного предприятия, в … на праве оперативного управления.
    Находящиеся на балансе у государственных или муниципальных организаций на праве оперативного управления … объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием, учредителем … имущества, которое принадлежит организации на праве оперативного управления, действует общее правило: недвижимость, …
  • Применение МСФО (IFRS) 16 «Аренда» при исполнении концессионных соглашений в Российской Федерации … и государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления.
    Объект концессионного соглашения и иное …
  • Возврат имущества в казну по инициативе автономного учреждения … статье.
    Право оперативного управления.
    Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То … имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы … за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться … собственником имущества отказа учреждения от права оперативного управления на спорный объект
    Постановление …
  • Как автономному учреждению применять УСН в 2020 году? … учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления на основании ГК РФ. Собственником …
  • Изъятие имущества в казну по инициативе учредителя … которое закреплено за ними на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом … , передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким … прокуратура пресекает попытки замены права оперативного управления (пусть и на основании … , что размер закрепляемой на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется … платной деятельности;
    5) избегать замены права оперативного управления безвозмездным пользованием имуществом.
    [1] …
  • Принимаем к учету объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости … .; получено свидетельство государственной регистрации права оперативного управления от 28.02.2019; … государственном кадастровом учете порядке. Право оперативного управления недвижимой вещью, к которой … вложения, но не получено право оперативного управления, предназначен забалансовый счет 01 … до даты государственной регистрации права оперативного управления
    01
    50 000
    Передача … свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления:
    по актуализированной кадастровой стоимости …
  • Учет автомобильных дорог, переданных в оперативное управление … основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н … . 28 названного закона регистрация возникновения права оперативного управления удостоверяется выпиской из ЕГРН. Форма … ).
    Обратите внимание: при отсутствии зарегистрированного права оперативного управления за учреждением автомобильные дороги должны … ) имущественных прав (в том числе права оперативного управления) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости …
  • Новшества в учете нефинансовых активов … В части основных средств
    Закреплено право оперативного управления на объекты основных средств
    4 … , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)
    0 … , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)
    0 … В части материальных запасов
    Закреплено право оперативного управления объектом материальных запасов
    4 105 …
  • Обзор арбитражной практики по погашению обязательств автономных учреждений … имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо … , собственник, передав имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом …
  • Строительство объектов недвижимости: закупки, регистрация, учет … право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право … учреждениями имущество закрепляется собственником на праве оперативного управления. Таким образом, недвижимость казенного … НК РФ за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в … на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит …
  • Практические аспекты деятельности бюджетных государственных и муниципальных учреждений: вопросы и ответы … . Чем данное право отличается от права оперативного управления? Сохранится ли у учреждения бюджетное … движимое) закрепляется за ним на праве оперативного управления, при этом собственником любого имущества … учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником любого имущества такого учреждения … закрепить его за учреждением на праве оперативного управления и принять решение о том … имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет …
  • Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы … имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного … , находящегося у учреждения на праве оперативного управления (в том числе переданного … имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления;
    22) объем средств, полученных … имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления;
    23) общая балансовая (остаточная) … имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальным, но используется …
  • Списание автомобиля: согласование, оформление, учет … автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания … автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания … учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона … за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании … , в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления)
    0 …
  • Применение забалансовых счетов … недвижимости до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов … до регистрации на них права оперативного управления? На основании каких документов … недвижимости до регистрации на них права оперативного управления?
    Да, такие объекты … Инструкции № 157н).
    До возникновения права оперативного управления на указанное имущество на балансовых … на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, …
  • Методические указания Минфина по применению СГС «Основные средства» … которых является субъект учета на праве оперативного управления, в составе объектов основных средств … учреждения во владении (пользовании) на праве оперативного управления и соответствующих критериям активов, применявшийся … учреждений во владении (пользовании) на праве оперативного управления материальных ценностей, признаваемых основными средствами … или постоянного использования учреждением на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/pravo_operativnogo_upravleniya.html

Залог имущества: на что обратить внимание банку

Как правильно зарегистрировать движимое имущество, на праве оперативного управления?

Залог — один из самых распространенных способов обеспечения исполнения обязательств кредитополучателя. Рассмотрим, на что обратить внимание банку при приеме в залог имущества и как оценить его стоимость.

Общая информация о залоге

При использовании залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами .

Предметом залога могут быть вещи (движимые и недвижимые) и имущественные права .

На заметку
Денежные средства не могут быть предметом залога, однако они могут использоваться в качестве иной меры обеспечения исполнения обязательств: гарантийного депозита . В залог может передаваться право требования денежных средств .

Предмет залога целесообразно выбирать с учетом возможности его последующей реализации и получения из его стоимости удовлетворения неисполненного кредитополучателем обязательства.

Общая информация о форме и условиях договора залога имущества

О приеме в залог имущества заключается письменный договор залога .

В договоре залога должны быть указаны следующие существенные условия (условия, без которых договор будет считаться незаключенным) :

— предмет залога и его стоимость;

— существо, размер и срок исполнения кредитного обязательства, обеспечиваемого залогом (эти условия обычно или дублируются из кредитного договора или делается отсылка в тексте договора залога к кредитному договору);

— указание на то, у какой из сторон (залогодателя или залогодержателя) находится заложенное имущество;

— иные условия, обязательность включения которых в договор предусматривается гл. 23 ГК.

На заметку
Так называемые «рамочные» договоры залога без указания в них наименования (наименований) и стоимости предмета залога не соответствуют требованиям законодательства о существенных условиях договора залога и считаются незаключенными.

В договоре залога нужно указать индивидуальные признаки предмета залога. В отношении залога товаров в обороте в договоре указываются родовые признаки и общая стоимость заложенного имущества .

Предмет залога должен принадлежать залогодателю на праве собственности. В иных случаях может потребоваться согласие собственника (собственников).

На заметку
По общему правилу, залогодержателю принадлежит право залога на предмет залога и на принадлежности вещи, которая является предметом залога. Иное можно предусмотреть в договоре . На плоды, продукцию и доходы, полученные в результате использования предмета залога, залогодержатель имеет право, когда это предусмотрено договором .

Договор об ипотеке потребуется зарегистрировать в порядке, установленном для регистрации сделок с соответствующим имуществом. Договор залога недвижимости, которая поступит залогодателю в будущем и не считается созданной на момент заключения договора, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента придания ему письменной формы .

Согласия и согласования, которые нужны для залога

В ряде случаев залогодатель должен представить банку наряду с правоустанавливающими документами на предмет залога документы, разрешающие передачу имущества в залог. В частности, такие документы требуются, когда залогодатель не является собственником либо является не единственным собственником передаваемого в залог имущества.

На передачу в залог недвижимости, которая принадлежит залогодателю на праве хозяйственного ведения, требуется согласие ее собственника .

Передавать в залог имущество, которое закреплено на праве оперативного управления и находится в частной собственности, можно с согласия собственника этого имущества либо уполномоченного им лица .

Имущество, закрепленное на праве оперативного управления, которое находится в государственной собственности, можно передавать в залог в установленном законодательством порядке. Так, передача в залог находящихся в собственности Республики Беларусь предприятий, акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ (товариществ) происходит по решению Президента .

По решению Совмина в залог передаются находящиеся в собственности Республики Беларусь капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, в том числе которые поступят залогодателю в будущем и на дату заключения договора об ипотеке не считаются созданными в соответствии с законодательством, незавершенные законсервированные капитальные строения, иное недвижимое имущество, незавершенные незаконсервированные капитальные строения, доли в праве общей собственности на них, машины, оборудование, транспортные средства (за исключением имущества, находящегося в безвозмездном пользовании), стоимость каждого из которых превышает 300 тыс. базовых величин . Порядок передачи в залог указанного имущества меньшей стоимости установлен в Указе N 294  .

На ипотеку имущества, которое находится в общей совместной собственности, требуется письменное согласие всех собственников .

Разрешение органа опеки и попечительства на залог требуется, когда собственником передаваемого в залог имущества является лицо, над которым установлена опека или попечительство  .

При рассмотрении вопроса о принятии в залог имущества хозяйственного общества нужно проверить:

— является ли заключение договора залога крупной сделкой хозяйственного общества . Когда сделка является крупной, нужно запросить у залогодателя решение общего собрания участников хозяйственного общества на совершение крупной сделки, если уставом принятие такого решения не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) этого общества ;

— является ли заключение договора залога сделкой с заинтересованностью аффилированных лиц . В этом случае для совершения сделки может потребоваться решение общего собрания участников хозяйственного общества либо решение совета директоров (наблюдательного совета) .

Решение общего собрания (совета директоров (наблюдательного совета)) хозяйственного общества о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, не требуется в случае, если все участники хозяйственного общества являются аффилированными лицами этого общества и в соответствии с Законом о хозобществах заинтересованы в совершении такой сделки .

Запреты и риски при приеме в залог имущества

При приеме в залог имущества банку необходимо проверить, не запрещен ли залог предлагаемого имущества, а также будет ли выполняться обеспечительная функция залога (можно ли будет из стоимости предмета залога удовлетворить обеспеченное залогом обязательство кредитополучателя). В частности, рекомендуем проверить возможную ликвидность предмета залога.

Предметом залога не могут быть:

— имущество, изъятое из оборота ;

— объекты, находящиеся только в собственности государства, если иное не установлено актами Президента .

Перечень таких объектов содержится в ст. 7 Закона N 169-З. К ним относятся, например, земли сельскохозяйственного назначения; полигоны, сооружения (комплексы сооружений), предназначенные для захоронения твердых и жидких ядовитых химических отходов, продуктов, материалов и иные объекты;

— государственные предприятия, организации, учреждения и государственное имущество по перечню N 389 .

— имущество, приобретенное за счет внешнего государственного займа (кредита), до полного погашения обязательств по такому займу (кредиту) ;

— имущество граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. Перечень такого имущества содержится в приложении к Закону об исполнительном производстве.

Нельзя обращать взыскание по претензиям кредиторов на имущество культового назначения по перечню N 1502 .

Поэтому в залог такое имущество принимать не следует.

Кроме того, ограничен залог археологических артефактов .

На заметку
К археологическим артефактам относятся движимые материальные объекты, которые созданы человеком более, чем 120 лет назад и соответствуют установленным признакам .

Советуем проверить, не является ли предлагаемое в качестве залога имущество историко-культурной ценностью. На такое имущество местным исполкомом может быть выдано охранное обязательство . В охранном обязательстве могут устанавливаться особые обязательные требования в отношении такого имущества.

Например, ограничения по использованию, распоряжению.

Охранное обязательство заполняется в двух экземплярах, один из которых должен находиться у собственника имущества, у землепользователя, на земельном участке которого расположена недвижимость, которая является историко-культурной ценностью, а второй — в местном исполкоме базового территориального уровня .

Помимо этого, рекомендуем проверить, не находится ли имущество, предлагаемое в залог, уже в залоге. Запрета на передачу в залог одного и того же имущества нескольким залогодержателям нет. Однако принятие в залог имущества, уже заложенного другому залогодержателю, понижает обеспечительное значение залога.

Сведения о действующих договорах залога, об исполнении по ним обязательств (вид залога, стоимость предмета залога и др.) можно получить, в частности, из кредитного отчета. Предварительно нужно получить согласие потенциального залогодателя на предоставление Нацбанком его кредитного отчета .

Информацию об обременении залогом недвижимого имущества можно получить в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ЕГР) .

На заметку
В реестре движимого имущества, обремененного залогом, не отражается информация об обременении залогом имущества в таможенных, бюджетных, налоговых отношениях .

Оценка предмета залога

Стоимость предмета залога — одно из существенных условий договора залога .

Стоимость имущества, которое передается в залог для обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, нужно обязательно оценить до заключения договора залога .

На заметку
Договор залога, который заключен без предварительной оценки предмета залога, считается недействительной сделкой .

Обязательная оценка предмета залога может быть внутренней или независимой, если законодательством не предусмотрено, что оценка должна быть только независимой . Например, при заключении договора ипотеки одна из сторон может потребовать проведения независимой оценки. В этом случае независимая оценка обязательна для сторон .

Внутренняя оценка проводится самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на основании собственного решения без привлечения исполнителя оценки. Оценивает предмет залога собственник этого имущества или лицо, которому это имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Внутренняя оценка объекта оценки проводится на основании :

— данных бухгалтерского учета;

— информации о стоимости приобретения, строительства объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно выбранному методу оценки .

Результат внутренней оценки отражается в акте о внутренней оценке, к которому прилагаются документы, использованные для оценки . Установлены требования акта о внутренней оценке .

Независимая оценка проводится исполнителем оценки (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими оценочную деятельность) на основании гражданско-правового договора .

По договору исполнитель оценки обязуется провести независимую оценку по заданию заказчика оценки, а заказчик оценки — оплатить эту услугу.

Договор заключается в простой письменной форме с соблюдением установленных требований к его содержанию .

На заметку
Банк не может быть исполнителем независимой оценки передаваемого ему в залог имущества . Независимая оценка не может проводиться также определенными исполнителями либо с участием определенных оценщиков .

По результатам проведения независимой оценки исполнителем оценки составляются заключение и отчет об оценке, которые выдаются заказчику оценки одновременно. В заключении и отчете указывается ряд обязательных сведений, в том числе результат независимой оценки, а также иные сведения (по соглашению сторон либо на усмотрение исполнителя) .

На основании документа об обязательной оценке предмета залога (акта о внутренней оценке или заключения и отчета об оценке) в договоре залога указывается стоимость предмета залога.

Источник: https://ilex.by/priem-bankom-v-zalog-imushhestva-na-chto-obratit-vnimanie/

Оформление права оперативного управления недвижимым имуществом

Как правильно зарегистрировать движимое имущество, на праве оперативного управления?

Момент возникновения права оперативного управления на объекты недвижимого имущества всегда вызывал много споров. По общему правилу, в соответствии с ч. 1 ст.

299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника.

Именно момент передачи объектов недвижимого имущества многие юристы рассматривали, как момент возникновения права, не учитывая, что в соответствии с абз. 5 п.

1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, и подлежит государственной регистрации. А в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него.

Для получения свидетельства на право оперативного управления недвижимостью представить в дирекции окружных управлений Московского комитета образования следующие документы: — копии уставных документов, заверенные нотариально: устав образовательного учреждения, свидетельство о регистрации, зарегистрированные в установленном порядке; — в отдельных случаях могут быть затребованы Право оперативного управления Мы — государственное образовательное учреждение.
В оперативном управлении у нас находится комплекс зданий и строений как образовательного, так и вспомогательного профиля.
Есть приказ Минобразования от 2003 года о передаче их на праве оперативного нам.

Как зарегистрировать право оперативного управления на недвижимость

Ст.299 ГК РФ предусматривает два основания возникновения права хозяйственного ведения и оперативного управления.

https://www.youtube.com/watch?v=jZfX9r2mgh0

Первое — закрепление собственником имущества за унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Внимание

Такой способ приобретения права возможен только в отношении имущества, составляющего казну соответствующего публичного образования.

Право хозяйственного ведения или оперативного управления возникает с момента передачи имущества, а в отношении объектов недвижимого имущества — с момента государственной регистрации.

Оформление права оперативного управления

  • Информационно-правовой портал
  • Особенности управления недвижимостью в условиях ограниченных прав
  • Оформление и регистрация права хозяйственного ведения
  • Оформление права оперативного управления
  • Перечень документов на оформление права оперативного управления и получения свидетельства на пользование зданиями, сооружениями системы образования в Департаменте государственного и муниципального имущества г.

Москвы

  • Перечень документов на оформление права оперативного управления и получения свидетельства на пользование зданиями, сооружениями системы образования в департаменте государственного и муниципального имущества г.
  • Важно

    Государственная регистрация права оперативного управления Регистрация права оперативного управления: размер госпошлины Перечень документов для регистрации права оперативного управления Государственная регистрация права оперативного управления Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п.

    5 постановления « О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22). Данная процедура производится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Для получения данной услуги необходимо обратиться с соответствующим заявлением в названный госорган лично или через уполномоченного представителя.

    Также можно представить документы через многофункциональный центр или с помощью официальных интернет-ресурсов: портала госуслуг или сайта Росреестра.

    Оформить право оперативного управления

    Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к группе ограниченных вещных прав. Это самостоятельные вещные права, направленные на хозяйственное использование государственного и муниципального имущества.

    Возникнуть эти права могут только у ограниченного круга юридических лиц, унитарных предприятий.

    Унитарные предприятия — коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество, действующие в формах федерального государственного, государственного или муниципального унитарного предприятия (в зависимости от учредителя — Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования). Правом оперативного управления могут быть наделены также учреждения — организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

    Регистрация права оперативного управления на земельный участок

    При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи. Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг.

    Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется.

    Источник: http://advokat55.com/oformlenie-prava-operativnogo-upravleniya/

    Как проходит регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости?

    Жилищное право > Оформление недвижимости > Право оперативного управления на объекты недвижимости: порядок регистрации

    Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.

    Законодательство о предоставлении права оперативного управления объектами недвижимости. Фото № 1

    Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ).

    Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности. Согласно ст.

    296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

    Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

    Что такое регистрация оперативного управления?

    Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.

    Однако простой передачи для возникновения законного права использовать имущества недостаточно. Для этого требуется произвести его регистрацию. Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения.

    По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.

    Для чего и кому нужна регистрация?

    Регистрация права оперативного управления объектами недвижимости. Фото № 2

    Законом предусматривается регистрация оперативного управления объектами недвижимости. Однако иногда возникает вопрос об обязательности такой процедуры, ведь она отнимает время, требует сбора определенной документации.

    Кроме того, учреждения могут пользоваться этим имуществом с момента его передачи. Физическая возможность использования недвижимых объектов, действительно, появляется с момента их фактической передачи. Но юридически они получают законное право владеть, а также пользоваться переданным имуществом только после госрегистрации своих прав. Это следует из положений статьи 131 ГК РФ.

    В законе №218 говорится о том, что акт регистрации является единственным достоверным подтверждением наличия такого права. Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд.

    Порядок регистрации прав

    Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в оперативное управление.

    Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено.

     При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.

    Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг. Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка.

    Источник: https://sudar-buh.com/oformlenie-prava-operativnogo-upravleniya-nedvizhimym-imuschestvom/

    Оперативное управление имуществом: особенности учета и налогообложения

    Как правильно зарегистрировать движимое имущество, на праве оперативного управления?
    В отечественной деловой практике еще доминирует убеждение, что учреждения – это организации, так или иначе связанные с государством, финансируемые за счет бюджетных средств и имеющие в основном социальное значение для общества в целом.

    Однако в последнее время крупные коммерческие корпорации создают учреждения (здравоохранения, образования, культуры) с негласной, но очевидной целью оптимизировать свою деятельность.

    Как правило, такие учреждения наделяются специальным имуществом, статус которого определен как «на праве оперативного управления».

    Попытаемся систематизировать особенности учета операций, связанных с имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждений, осуществляющих как уставную, так и коммерческую деятельность.

    Изначально «оперативное управление» не называлось правом и в него вкладывался несколько иной смысл.

    Обратимся к истории вопроса. Ранее право оперативного управления было закреплено в статье 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года (далее – Основы гражданского законодательства СССР) и в статье 93.1 ГК РСФСР 1964 года.

    В дальнейшем оно было преобразовано в «право полного хозяйственного ведения» (для предприятий, производящих товары, работы, услуги) и право оперативного управления (для бюджетных учреждений, не производящих добавленную стоимость).

    Это разделение было, в частности, закреплено в статье 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и в статьях 47 и 48 Основ гражданского законодательства СССР.

    В пореформенное время (с 1994 г.) в ГК РФ субъектами права оперативного управления названы учреждения и государственные предприятия (ст. 296 ГК РФ). Определяющее значение для понимания сути, смысла и особенностей налогообложения операций с имуществом, находящимся в оперативном управлении, имеет статья 299 ГК РФ.

    Фрагмент документа

    Пункт 2 статьи 299 Гражданского кодекса РФ

    «… Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения…».

    Таким образом, оперативное управление является своеобразным «пережитком прошлого», плохо вписывающимся в рыночные отношения.

    Более того, разница в статусах имущества, находящегося в оперативном управлении и/или хозяйственном ведении, стала вообще неопределенной: и некоммерческие организации, и государственные предприятия могут осуществлять коммерческие (то есть приносящие доход) операции, подпадающие под действие налогового законодательства.

    Подобная неопределенность крайне усложняет учет и налогообложение операций с имуществом в учреждениях, осуществляющих его оперативное управление, что усугубляется еще и недостаточной урегулированностью таких операций в налоговом законодательстве.

    Деятельность учреждений

    Основными нормативными документами, регулирующими деятельность учреждений1, являются Гражданский кодекс и Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

    Отметим, что и ГК РФ, и Закон № 7-ФЗ в качестве непременного условия существования учреждения называют осуществление им некоммерческой деятельности.

    Тем не менее некоммерческие организации могут вести и деятельность, приносящую доход, но лишь в рамках достижения целей своего создания. Как правило, считается, что коммерческая деятельность не должна быть основным источником дохода учреждения.

    Если следовать контексту Закона № 7-ФЗ, то учреждение, которое не будет осуществлять основную (некоммерческую) деятельность, может быть ликвидировано в связи с несоответствием фактической деятельности статусу НКО.

    Однако на практике частные учреждения, действующие в сферах здравоохранения (а также культуры, физической культуры и спорта, образования), до 100% своего объема финансирования могут получать от приносящей доход деятельности.

    Учредитель может наделить учреждение имуществом, закрепив за ним право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ), при этом сохраняя право собственности за собой, что дает ему возможность изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

    Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним либо приобретенным за счет средств целевого финансирования, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК РФ).

    Более того, право распоряжения указанным имуществом в течение всего срока оперативного управления принадлежит собственнику имущества (учредителю оперативного управления).

    Остановимся подробнее на особенностях учета прав на результаты использования имущества, закрепленного за учреждением на правах оперативного управления.

    Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное на них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются отдельно.

    Означает ли это, что если, к примеру, учреждение здравоохранения получило доход от платной медицинской деятельности и приобрело новые основные средства, то оно может ими распорядиться по своему усмотрению? В том-то и дело, что нет: доход учреждения, полученный в результате предпринимательской деятельности с использованием имущества, находящегося у него на правах оперативного управления, становится собственностью учредителя, как и новое имущество, приобретенное за счет такого дохода, при этом учреждение будет осуществлять оперативное управление им.

    Именно по этой причине в тех случаях, когда собственник (учредитель оперативного управления) принимает решение об изъятии имущества или его перераспределении, возникают неочевидные налоговые последствия для обеих сторон (как учредителя, так и учреждения).

    Операции по передаче имущества

    Передавать имущество, изымать его обратно и получать доходы от учреждения собственник может несколькими способами.

    Вариант 1

    В соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ учредитель оперативного управления вправе передать и при необходимости изъять имущество учреждения по собственной инициативе, если оно не используется им, используется не по назначению, является излишним или при реорганизации учреждения.

    В перечисленных ситуациях порядок бухгалтерского и/или налогового учета определен лишь в отношении имущества, ранее переданного собственником учреждению. Что же касается имущества, приобретенного в процессе деятельности учреждения, то этот вопрос нормами права (как гражданского, так и налогового) до настоящего времени не урегулирован.

    Вариант 2

    В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ учреждение передает имущество, полученное им в результате осуществления деятельности, приносящей доход, собственнику. Может показаться, что такая сделка имеет признаки дарения.

    Однако на наш взгляд, передача имущества, заработанного учреждением в рамках коммерческой деятельности, собственнику не является дарением, поскольку право собственности на такое имущество не переходит от одного лица к другому: имущество принадлежит учредителю управления с момента его приобретения, хотя и находится в оперативном управлении у учреждения.

    Описанную ситуацию мы рассматриваем как неурегулированную с точки зрения налогового законодательства и потенциально приводящую к негативным для учредителя налоговым последствиям.

    Круговорот имущества: порядок учета

    Учреждение признается налогоплательщиком (п. 2 ст. 11 НК РФ). Соответственно, при операциях, связанных с перемещением имущества, чаще всего ОС, при определенных условиях могут возникать налоговые обязательства. Для того чтобы определить их статус и объем, рассмотрим более подробно то, как эти операции отражаются в учете (с точки зрения обложения налогом на прибыль).

    Передача имущества

    Срок оперативного управления отсчитывается с даты фактической передачи имущества наделяемой организации.

    Права на полученное некоммерческими организациями недвижимое имущество требуют госрегистрации в сроки и в порядке, которые определены Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ.

    При этом, как правило, в учете передающей стороны данная операция отражается как «операция по формированию актива», принимающей – как задолженность перед учредителем управления с одной стороны и признанием стоимости актива с другой.

    В учете учредителя операция отражается проводками:

    • Дебет 01 Кредит 01;
    • Дебет 02 Кредит 01;
    • Дебет 76 (58) Кредит 01.

    Учреждение отражает операцию проводкой:

    Эксплуатация ОС

    Рассмотрим порядок учета отдельных операций, связанных с эксплуатацией имущества в оперативном управлении.

    Амортизация или износ?

    Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=5504

    Как проходит регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости – чем регулируется, для чего, кому нужна

    Как правильно зарегистрировать движимое имущество, на праве оперативного управления?

    Правожил.com > Оформление недвижимости > Право оперативного управления на объекты недвижимости — порядок регистрации

    Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.

    Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности.

    Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

    Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

    Порядок регистрации прав оперативного управления на объекты недвижимости

    Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в описанное управление.

    Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено. При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.

    Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг. Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка.

    Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.

    Документы, требуемые для регистрации

    Каким документом оформляется передача недвижимого имущества?

    Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:

    • учредительные документы на учреждение (предприятие);
    • документы о личности и полномочиях заявителя;
    • документ о закреплении объекта за учреждением (предприятием);
    • документ о фактической его передаче.

    Выписку из ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт на объект, выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности заявитель может предоставлять по своему желанию.

    При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности. Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы.

    Процедура передачи имущества

    Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником. Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

    Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи. В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества.

    Выводы

    Право оперативного управления объектами недвижимости, в том числе жилыми помещениями, является одним из видов имущественных прав. Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра.

    Именно акт такой регистрации является подтверждением наличия указанного управления, позволяет свободно владеть (пользоваться) переданными объектами.

    О том, что такое управление недвижимостью вы можете узнать, посмотрев видео:

    Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

    10 Окт 2017      kasjanenko         82      

    Источник: https://pravozhil.com/oformlenie/registratsiya-prava-operativnogo-upravleniya.html

    Судебное дело
    Добавить комментарий