Может ли человек проживать по временной регистрации, не имея постоянной прописки?

Правила постоянной прописки и временной регистрации

Может ли человек проживать по временной регистрации, не имея постоянной прописки?

Законом о прописке и регистрации установлены два вида прописки: временная; постоянная. Постоянно человек прописывается: в собственном жилье; в съёмном; в служебном или муниципальном; у родственников (если гражданин намерен жить здесь постоянно).

А временным жильём признаются: санатории, дома отдыха, турбазы и гостиницы; пансионаты, интернаты и другие соцучреждения; тюрьмы, колонии, СИЗО; казармы воинских частей и военных городков (для срочников и контрактников); чужие помещения.

Закон о временной регистрации

Если человек покидает своё жилище и селится в другом месте дольше, чем на три месяца, то согласно закону о временной регистрации он обязан оформить временную регистрацию.

Для этого по месту временной прописки нужно обращаться: в паспортный стол (бывшие отделения ФМС); к паспортистам ТСЖ, ЖСК, Управляющей компании; в многофункциональный центр.

С собой нужно принести документы: паспорт (и свидетельства о рождении детей, если необходимо их зарегистрировать); основание для вселения (договор найма (поднайма), аренды, свидетельство на собственность или заявление хозяина жилья).

Если гражданин прописывается в муниципальное жильё, то необходимо оформить согласие всех проживающих там, в том числе и тех, кто временно отсутствует (военнослужащий, заключённый или отдыхающий). Регистратор выдаст бланк заявления, который нужно будет заполнить. Прописка – бесплатная процедура!

Заявление можно направить почтой или оформить он-лайн на портале госуслуг (нужна регистрация). Срок временной регистрации законодательно не определён, то есть, временно прописаться можно и на неделю, и на несколько лет.

С окончанием срока, а он указывается в заявлении, прописанный теряет право пользования временным жильём. Обычно регистрация оформляется в день обращения, но 12 пунктом Правил установлен максимальный срок процедуры – 3 рабочих дня с момента получения заявления.

Результат регистрации – свидетельство о временной прописке.

Постоянная прописка

Когда человек переселяется в другое место (при покупке новой квартиры, например, или при обмене), по новому адресу нужно прописаться не позже, чем через неделю после переезда.

Для этого обращаться нужно: в МФЦ; к паспортисту ЖСК, ТСЖ или управляющей компании; в паспортный стол (бывшее отделение ФМС).

С собой нужно иметь документы: паспорт (и свидетельства о рождении детей, если их тоже нужно прописать); основание для прописки (свидетельство на квартиру, договор соцнайма или аренды, заявление хозяина квартиры); домовую книгу или поквартирную карточку (при необходимости – уточните у регистратора).

На основании документов по форме регистратора заполняется заявление и листки прибытия. Максимум через 3 дня процедура прописки должна быть завершена. Результат прописки: отметка в паспорте с новым адресом; свидетельство о регистрации детей, младше 14 лет. Заявление можно подать и он-лайн на портале госуслуг.

Сейчас не нужно выписываться с прежнего адреса, при регистрации паспортист автоматически вас выпишет.

Ужесточение правил

Чтобы максимально защитить права граждан и государства в целом, законодатели время от времени ужесточают правила регистрации по месту жительства граждан РФ.

Так недавно появились нововведения: две статьи в Административном кодексе; одна – в Уголовном. Последние изменения обоих кодексов проводились в мае 2016 года. Как повлияли ужесточения на граждан? До его принятия нередко можно было услышать: «Новый закон о прописке серьезно испортит жизнь в России».

Теперь за нарушение правил прописки человек может быть привлечён сразу по нескольким основаниям, то есть ответственность он будет нести как административную, так и уголовную. Такие меры приняты государством для того, чтобы искоренить или свести к минимуму фиктивную регистрацию.

Фиктивность прописки означает, что хозяин квартиры прописывает человека на свою жилплощадь вовсе не с целью его проживания там, а, например, в корыстных целях. Результатом фиктивной прописки является появление «резиновых квартир».

Ведь собственнику не запрещено законом о прописке и выписке граждан РФ прописывать у себя кого угодно, а площадь квартиры никак не влияет на прописку. Поэтому многие собственники в поисках дополнительного источника дохода регистрируют на своей жилплощади неограниченное число иностранцев или иногородних россиян.

Некоторых не пугают даже нешуточные санкции, установленные за нарушение законов в сфере прописки. Отдельно нужно сказать о прописке в апартаментах и нежилых помещениях.

С юридической точки зрения, нежилое помещение не может использоваться для жилья, а значит и прописка в нем будет считаться фиктивной.

Что касается апартаментов, то в российском законодательстве нет такой категории жилых помещений. Уголовное или административное наказание?

Статья 19.15.1 Административного кодекса определяет, что без регистрации в России проживать нельзя, ни временно, ни постоянно. Согласно административному регламенту УФМС регистрация по месту жительства обязательна для всех.

А сколько можно жить без прописки по закону? Чтобы зарегистрироваться по месту временного пребывания у гражданина есть срок в 90 дней после его прибытия на место временного проживания и срок в 7 дней, после прибытия на новое постоянное место жительства.

По статье 322.2 Уголовного кодекса можно получить судимость за фиктивную регистрацию иногороднего россиянина или иностранца.

Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Наказание по этой статье приличное, хозяину квартиры, незаконно прописавшего у себя постороннего человека (временно или постоянно) грозит: штраф от 100 тысяч до полумиллиона рублей (или в размере его трёхгодовой зарплаты; принудительные работы до 3 лет (с лишением права на определённую деятельность или определённую должность); лишение свободы на 3 года. Если же виновник сообщит в полицию о фиктивной регистрации, от санкций статьи его освободят. В заключение – совет: не допускайте нарушения закона о регистрации, чтобы не попасть под пресс полиции и не угодить под санкции Административного или Уголовного кодекса. Прописывайтесь вовремя – не позже недели с момента въезда в новую постоянную квартиру или не позже 3 месяцев во временное жильё.

Источник: http://sn74.ru/articles/zakon-i-poryadok/04093

О ликвидации нарушений прав граждан, живущих без прописки | московская хельсинкская группа

Может ли человек проживать по временной регистрации, не имея постоянной прописки?

Татьяна Котляр, председатель Совета Калужского отделения движения «За права человека», лауреат премии Московской Хельсинкской Группы в области защиты прав человека:

Уполномоченному по правам человека России Т. Н. Москальковой

Уважаемая Татьяна Николаевна!

I. Нарушение прав граждан России

В нашу правозащитную организацию постоянно обращаются граждане России, чьи права нарушаются из-за отсутствия регистрации (прописки) по месту жительства или по месту пребывания. Речь идет о нарушении прав совершенно нормальных людей, в том числе беженцев из Украины, уже получивших российские паспорта, но не имеющих своего жилья и живущих без регистрации.

Я говорю не о бомжах, не о тех, кто живет на улице и не работает. С ними иная проблема. Я пишу о способных и желающих нормально жить и работать российских гражданах, у которых нет своего жилья в собственности или в социальном найме, т.е.

о тех, кто снимает жилье, но не может в этом съемном жилье зарегистрироваться. Письменного договора найма жилья недостаточно даже для временной регистрации жильцов по месту пребывания: в органах регистрационного учета требуют явки всех собственников жилья. Часто это неосуществимо, т. к.

квартира сдается именно потому, что её собственники разъехались. Фактически органы регистрационного учета (отделы по вопросам миграции ОМВД) присвоили себе право проверять законность вселения жильцов в квартиру. Хотя у них нет таких контрольных полномочий, и речь идет о договорах найма (аренды) жилья.

В отделах по вопросам миграции часто отказываются регистрировать человека по месту его фактического проживания.

1. Человек, получивший гражданство РФ, получает российский паспорт. В случае отсутствия собственного жилья, паспорт выдают без штампа о регистрации. В  паспортном столе гражданина предупреждают, что в срок 7 дней он должен где-то зарегистрироваться, в противном случае — штраф. Но зарегистрироваться человеку негде.

В аналогичной ситуации оказывается человек, выписанный с прежнего места жительства (снятый с регистрационного учета), и не имеющий другого жилья, где он может зарегистрироваться на законном основании. Такого человека также привлекают к административной ответственности.

Фактически человека штрафуют за отсутствие жилья, в чем нет его вины.

2. В Калужскую область, где я живу, приезжают граждане России из регионов, где безработица (внутренняя миграция). Все эти люди не имеют своего жилья, они вынуждены снимать жилье.

Они обычно проживают у физических лиц, которые, как правило, не дают согласия на их регистрацию (прописку) в предоставленных для проживания жилых помещениях.

Или не могут по каким-то причинам зарегистрировать жильцов.

Однако государственные органы никак не помогают оформить регистрацию гражданам, переехавшим в Калужскую область в поисках работы.

3. Кроме штрафа гражданин РФ, не имеющий регистрации, постоянно сталкивается с нарушением своих гражданских и социальных прав, то есть на каждом шагу сталкиваются с незаконной дискриминацией.

Нарушаются политические права: граждане РФ, живущие без регистрации по месту жительства, лишены избирательных прав, не могут выбирать своего депутата: их не включают в списки избирателей. Поэтому при принятии законов интересы граждан, живущих без регистрации, не учитываются.

Родители, получившие российские паспорта, даже не могут дать российское гражданство своим несовершеннолетним детям – для этого требуется регистрации по месту жительства у родителей!

Нарушаются социальные права граждан, живущих без регистрации: им не выплачивают пособия на детей, не оказывают помощь многодетным семьям – их просто не признают постоянными жителями города, региона и России! Регистрацию требуют при приеме детей в школу и в детский сад.

Пенсионерам, получившим российские паспорта, без регистрации по месту жительства в России отказывают в назначении пенсии.

Граждан РФ, не имеющих жилья, и поэтому живущих без регистрации по месту жительства (без постоянной прописки), не признают нуждающимися в жилье, не ставят в очередь на получение муниципального жилья, хотя это – незаконно.

Нарушаются трудовые права граждан. Работодатели не принимают на работу «без прописки», хотя это прямое нарушение закона.

Аппаратом Уполномоченного по правам человека мониторинг нарушения прав граждан РФ, проживающих без регистрации, насколько мне известно не проводился. Приведенный здесь список типичных нарушений далеко не полный.

Нарушения прав граждан РФ, живущих без регистрации, вынуждают их оформлять фиктивную регистрацию, каковую приходится покупать. В результате многие граждане РФ живут в одном месте, а зарегистрированы – в другом месте. Иногда в том же регионе, а часто в регионе, из которого они приехали, например, в Калужскую область.

Граждане РФ, не имеющие регистрации, не умеют сами защитить свои права. Нет образцов жалоб и заявлений в государственные органы, прокуратуру и в суд – нет алгоритма защиты прав граждан. Чиновники, рассматривающие жалобы, не находят нарушений закона, поскольку, как указано выше, проблемы не урегулированы.

Мы — калужские правозащитники помогаем гражданам РФ, живущим без регистрации.

Чтобы помочь людям, не имеющим жилья и регистрации получить российское гражданство или получить пенсию, — я просто регистрирую их в своей квартире. Теперь меня судят за фиктивную регистрацию. По ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ (т.наз. закон «О резиновых квартирах»)

Это мой третий суд. Первым приговором в 2015 г. я была освобождена от наказания по амнистии, вторым приговором освобождена от наказания ввиду истечения срока давности (так много людей я регистрирую, что следственные органы не успевают расследовать мои «преступления»). Третий приговор сейчас, по-видимому, закончится крупным штрафом или даже лишением свободы.

Также за фиктивную регистрацию граждан России судят несколько сотен жителей Калужской области по ст. 322.2 и ст. 322.3 УК РФ. Например в Обнинске за фиктивную регистрацию судят отца, зарегистрировавшего своего 6-летнего ребенка.

Следует ли говорить, что сам закон «О резиновых квартирах» непродуман, непонятен, противоречив. Практика его применения не сложилось. Но вот одно важное обстоятельство учесть стоит.

Собственники жилья отвечают по этому закону за фиктивную регистрацию чаще всего без своей вины, или за помощь отчаявшимся бесквартирным скитальцам.

Граждане России, живущие без регистрации – это тысячи человек только в Калужской области. В Московской области без регистрации живут, видимо, сотни тысяч.

II. Нарушение прав беженцев, соотечественников и носителей русского языка/НРЯ

1. С 2007 года в Калужской области и еще в 12 субъектах РФ осуществляется Госпрограмма переселения соотечественников. В настоящее время уже более 60 регионов участвуют в Госпрограмме — это государственная политика и государственная программа.

Я к этому имела отношение с самого начала, и, будучи депутатом Законодательного Собрания Калужской области, вносила предложения по усовершенствованию этой госпрограммы. От Законодательного Собрания Калужской области было две законодательные инициативы.

Первая — распространить Госпрограмму на тех, кто уже находится в России. Через три года президент своим Указом № 60 принял нашу поправку.

2. Вторая — чтобы участникам госпрограммы для подачи заявления на прием в гражданство РФ не требовалась регистрация по месту жительства: при отсутствии собственного жилья это представляет большие трудности, так как требует присутствия всех собственников съемной квартиры. Но тогда Госдума отклонила нашу законодательную инициативу.

Практика применения части 7 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в частности в отношении граждан Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, показала, что существовавшее требование о наличии у участников Государственной программы регистрации по месту жительства является препятствием для приобретения ими российского гражданства.

Федеральным законом от 27.12.2018 г. N 544-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» часть 7 статьи 14 изложена в новой редакции. Начало действия новой редакции — 29.03.2019г.

Законом предусмотрено упрощение приема в гражданство Российской Федерации для участников Государственной программы, получивших разрешение на временное проживание (далее по тексту – РВП) или вид на жительство (далее по тексту – ВНЖ), путем предоставления им права подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в том числе по месту пребывания в выбранном для проживания регионе. Это реализация нашей законодательной инициативы десятилетней давности.

Это – шаг в правильном направлении. Но аналогичные упрощения для иностранных граждан, признанных носителями русского языка (далее по тексту – НРЯ) не сделаны. Для лиц, получающих российское гражданство по браку или по другим основания закон требует наличия регистрации по месту жительства.

Иностранные граждане обычно проживают у физических лиц, которые, как правило, не дают согласия на их регистрацию по месту жительства в предоставленных для проживания жилых помещениях.

3. Я — правозащитник, и беженцы с Украины обращаются ко мне за помощью. В том числе – за регистрацией. Не я обещала гражданам Украины убежище в России и получение гражданства РФ в упрощенном порядке, а Президент РФ — обещал это публично.

Граждане Украины, ищущие убежище в Калужской области, не могут вернуться на Украину. Они оказались в безысходном положении: их преследуют власти Украины из-за их взглядов, или их дома на Донбассе разрушены, и возвращаться им некуда. Они вынуждены искать в России убежище.

Во многих случаях им негде зарегистрироваться, т. к. в Калужской области у них никого нет. У беженцев нет «принимающей стороны» по определению, т.к. они – беженцы. Никакой регистрации, кроме «фиктивной», они оформить не могут, т.к.

их не регистрируют по месту их фактического проживания.

Регистрация нужна беженцам с Украины для подачи заявления о предоставлении убежища в Калужской области. В отделе по работе с беженцами калужского УВМ у граждан Украины не брали заявления о предоставлении убежища без предварительной регистрации в Калужской области. Человек-беженец обратился за помощью, и я должна ему помочь, т. к.

государство, пригласившее беженцев с Украины, обещавшее помощь беженцам, — никак не помогает беженцам в оформлении бесплатной регистрации. Обратившимся ко мне за помощью в регистрации гражданам Украины негде было зарегистрироваться. Их некому было зарегистрировать – кроме меня. Без предварительной регистрации беженец не получит убежище.

4. Получивший временного убежища беженец в срок 7 дней должен оформить временную регистрацию. В случае пропуска срока беженца оштрафуют. Человеку, получившему временное убежище без регистрации не дают медполис ОМС, его не принимают на работу, его детей не принимают в школу или в детский сад.

Поэтому по гуманным мотивам я регистрирую в моей квартире граждан Украины, ищущих убежище в Калужской области. Эта регистрация – моя посильная помощь беженцам.

В противном случае, такую же фиктивную регистрацию им пришлось бы покупать, а у беженцев нет денег.

Таким образом я, безвозмездно регистрируя у себя беженцев и переселенцев, по сути выполняю государственную функцию. А за это имею судимости!

III. Предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики

Регистрация граждан России и иностранных граждан вместо простой уведомительной процедуры превратилась в советскую прописку. В результате, граждане России и иностранные граждане, в том числе беженцы, участники Госпрограммы переселения соотечественников, носители русского языка вынуждены покупать фиктивную регистрацию, т. к. от них требуют предъявить регистрацию.

Цель государства – знать кто где живет – не достигается. Возник целый рынок платной фиктивной регистрации, с которым борются с помощью статей УК РФ. Но безрезультатно, т. к. спрос рождает предложение.

Достичь указанную цель просто. Нужно прекратить препятствовать регистрации граждан по месту их фактического проживания.

Регистрационные процедуры, как во всем цивилизованном мире, должны носить характер уведомления приехавшим о месте нахождения, и без требования подтверждения принимающей стороной.

Если регистрируемый обманет, его регистрация подлежала бы аннулированию, а он сам административной ответственности. При этом бремя опровержения должна ложиться на миграционные органы.

Предложения:

Регистрировать жильцов на основании письменного договора найма жилья, запретив органам регистрационного учета требовать явки всех собственников жилья.

Исключить собственников жилья из процедуры регистрации граждан.

Каждый гражданин России и/или иностранный гражданин обязан в установленный срок (7 дней или больше) сообщить о своем месте проживания (временного или постоянного) – путем заполнения бланка установленного образца. Например, на почте. За неисполнение — штраф.

За обман (сообщение ложных сведений) – штраф. При перемене места жительства человек в срок 7 дней обязан сообщить о своем новом месте проживания. Согласие собственников жилья не требуется.

Возможно самым простым решением, является временная регистрация граждан  на определенный срок (допустим, на три месяца),   по месту пребывания не в квартире или в частном доме, а в городе или населенном пункте, куда гражданин  приехал, чтобы найти работу и жилье.  Такую регистрацию человек должен иметь возможность осуществлять простой подачей заявления установленной формы в администацию поселка или в районом отделе по вопросам миграции ОМВД.

Так и наведем порядок.  Поможем людям найти легально и работу и жилье. Регистрация будет носить действительно уведомительный, а не разрешительный, как сейчас, характер. Будет известно, кто где фактически, реально живет. И  не нужна будет фиктивная регистрация. 

Полагаю,  для решения перечисленных выше проблем нужны как законодательные инициативы так и решения Правительства на федеральном уровне. Прошу Вас, Татьяна Николаевна как Уполномоченного по правам человека Российской Федерации рассмотреть мои предложения и выступить с их поддержкой  на уровне Правительства и Госдумы.  

С уважением,

Председатель Совета КРОД «За права человека» Т. М. Котляр 

Поддерживаю обращение Т.М.Котляр по существу изложенных ей проблем и предложений. 

Исполнительный директор ООД «За права человека» Л.А. Пономарев 

Источник: Эхо Москвы, 6.04.2019

Источник: https://www.mhg.ru/o-likvidacii-narusheniy-prav-grazhdan-zhivushchih-bez-propiski

Чем отличается прописка от регистрации в Украине?!

Может ли человек проживать по временной регистрации, не имея постоянной прописки?

Многие называют регистрацию места жительства – пропиской, а правильно ли это?

И почему на свое существование имеют право два этих понятия? Чем регистрация отличается от прописки?

Немного истории

Пропиской была система государственного контроля миграции населения, еще в Российской империи после чего, признала с 1932 году (в год основания паспортов), широкое применение в СССР.

Главным принципом прописки была жесткая привязка человека к его постоянному месту жительства. В СССР граждан регистрировал Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), делая соответствующие отметки в их паспортах.

Позже с 1940-х годов функция прописки граждан перешла в органы милиции и местных органов власти.

В то время, прописка несла в себе огромное значение для гражданина, ведь она была основанием для получения работы, медицинской помощи и даже жилья. Люди без прописки назывались – БОМЖами, что означает, без определенного места жительства.

Прописка в Украине была отменена в 2003 году, из-за признания неконституционным самого института еще в 2001 году, на основании Решения Конституционного Суда Украины по делу о прописке N1-31/2001 N15-рп/2001 от 14 ноября 2001 о соответствии Конституции Украины (конституционности) положения подпункта 1 пункта 4 положения о паспортной службе органов внутренних дел, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины.

В связи с чем, 11.12.

2003 года был принят Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» и вместо прописки появилась регистрация, которая в соответствии этого закона означает – внесение записи в реестр территориальной общины, документов, в которые вносятся сведения о место жительства / пребывания лица, с указанием адреса жилья / места пребывания с последующим внесением соответствующей информации в Единый государственный демографического реестра в установленном Кабинетом Министров Украины порядке.

Хотя понятия прописки и регистрации по месту жительства многие путают и идентифицируют как одно, и тоже, но они отличаются друг от друга. И любой грамотный человек должен понимать, в чем собственно заключается ключевая разница.

Воспользуйтесь консультацией: Реєстрація та зняття з реєстрації місця проживання (“прописка” та “виписка”) в Україні

Юридические отличия прописки и регистрации по месту жительства

Во-первых, отличаются цели осуществления прописки и регистрации. Первая, по сути, представляла собой функцию административно-планового размещения населения. Основное назначение регистрации – поддержание юридической связи между человеком и государством, необходимой для взаимного выполнения прав и обязанностей.

Во-вторых, прописка закрепляла людей за определенной административно-территориальной единицей, а разрешение на проживание выдавали жилищно-бытовые комиссии или административные органы на местах. А вот институт регистрации не предусматривает таких ограничений.

Также не существуют лимитов на регистрацию новоприбывших, которые действовали ранее (например, в Киеве). Единственными и достаточными условиями для регистрации человека являются его желание и право на проживание в данном доме.

При этом, регистрация как система учета не связана с институтом собственности и обязательности осуществления этих действий.

В-третьих, регистрация в Украине (по состоянию на 2019 год) предусматривает подачу заявления и существенно меньшего в сравнении с пропиской перечня документов.

Однако существенно поменялся лишь принцип оформления «штампа» – вместо разрешительного, он стал заявительным. Жить теперь можно в любом жилом помещении. Более того, у всех жителей Украины появилась возможность фактического проживания в одном месте, а регистрации в другом.

Однако, в то же время, надо не забывать, что регистрация места жительства обязательна. И несвоевременная регистрация или проживание без нее, согласно ст.

197 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП), влечет за собой наложение санкций, хоть и минимальных от предупреждения до штрафа от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан (сегодня – от 17 до 51 грн).

Правда, при определении ответственности учитывают причины несвоевременной регистрации. На практике привлечение к ответственности за отсутствие регистрации – это скорее исключение, чем правило.

Воспользуйтесь консультацией: Позасудовий та судові шляхи зняття особи з реєстрації місця проживання

Важно иное (!) Регистрация места жительства – не только факт, подтверждающий нахождение лица, но и обязательное условие для получения определенных социальных льгот и гарантий, которые предоставляет государство своим гражданам, и реализации прав. В частности, по месту жительства осуществляется:

  • выдача национального паспорта (впервые, в связи с утерей и т. д.);
  • оформление загранпаспорта и проездного документа ребенка;
  • регистрация в качестве физического лица (предпринимателя);
  • выплата пенсий, социальных пособий по безработице, уходу за ребенком и т. д. (за исключением помощи в связи с беременностью и родами);
  • подача налоговой декларации;
  • ание на выборах;
  • обращение за бесплатной медицинской помощью.

Также регистрация – это возможность получить кредит и воспользоваться другими банковскими услугами, повод для оплаты иных ставок аренды земли и т. д.

Кстати, регистрация в сельской местности (не просто в частном доме, а именно на территории сельских и поселковых советов в районах областей) дает возможность претендовать на получение пая земли (размер которого может доходить до 2-6 га).

Однако в итоге следует признать, что существенной разницы между пропиской и регистрацией нет. Выбрать и поменять место жительства можно самостоятельно, без ограничений. Но быть зарегистрированным необходимо.

Устаревшие требования

Источник: https://protocol.ua/ru/chem_propiska_otlichaetsya_ot_registratsii/

Регистрация по месту жительства или пребывания: необходимые документы и правила

Может ли человек проживать по временной регистрации, не имея постоянной прописки?

22.09.2014 | 13:25 80173

Очень часто возникает ситуация, когда человек продает единственное свое жилье и вкладывает деньги в новостройку. Как известно, в котловане не прописывают, а в съемном жилье получить регистрацию не всегда реально. Поэтому перед экс-собственником встает вопрос, где зарегистрироваться на время стройки.

БН попытался выяснить, что лучше сделать гражданам, вложившимся в стройку – регистрацию по месту жительства или регистрацию по месту пребывания.

Закон о регистрации граждан гласит..

Вопрос регистрационного учета в России регулируется Законом «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 года, а также Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ от 17 июля 1995 года.

Несмотря на то, что каждый гражданин страны имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в нашем государстве все равно существует регистрационный учет. Он бывает двух видов:

  • по месту пребывания (временная регистрация, сроком на 1/3/6 месяцев или год);
  • по месту жительства (постоянная регистрация, в прошлом именовавшаяся пропиской).

В идеале регистрация по месту пребывания делается в случае проживания в одном месте более 90 дней. Чиновники предполагают, что проживать более трех месяцев человек может в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге. Практика же показывает, что временную регистрацию люди чаще всего делают, арендуя жилье.

Самое забавное, что с точки зрения законодательства, если человек живет в квартире по договору как социального, так и коммерческого найма (поднайма) долговременно, речь должна идти уже о постоянной регистрации. Причем это касается не только жилых домов и квартир, но и общежитий, домов престарелых, гостиниц-приютов.

При этом граждане, уже имеющие постоянную регистрацию и проживающие не по месту своей постоянной регистрации свыше 90 дней, обязаны оформить и временную регистрацию.

Понятно, если речь идет о наличии постоянной «прописки» в другом городе и оформлении временной в Санкт-Петербурге.

Но если следовать закону, две регистрации также нужны, если вы «прописаны» в Петербурге по одному адресу и при этом постоянно живете на съемной квартире в другом месте.

В идеале граждане, переехавшие на другое место жительства, должны в срок не позднее семи дней оформить новую регистрацию. Для этого необходимо представить в орган регистрационного учета паспорт, заявление, договор найма или свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение.

Удобно, что уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания сейчас можно по электронной почте или через Единый портал государственных услуг.

Способы получения регистрации приезжими

Если в городе нет близких родственников или друзей «не разлей вода», сделать регистрацию по месту пребывания, и уж тем более по месту жительства, будет непросто.

Как отмечает старший юрист корпорации «Адвекс.Недвижимость» Оксана Астапенкова, Конституционный Суд неоднократно указывал в своих решениях, что сам по себе факт отсутствия регистрации не должен диктовать человеку какие-либо обязанности, а также не должен давать или отнимать его права и свободы. Однако, в реальности все по-другому, и при отсутствии регистрации возникает целый ряд проблем.

Например, временная регистрация, при отсутствии постоянной, необходима для зачисления ребенка на учебу. На сегодняшний день к определенной школе приписывают исходя из адреса фактического проживания ребенка.

Без «прописки» невозможно утроиться на работу в бюджетные учреждения. С частными компаниями, как правило, этот вопрос решается «по договоренности». Чаще всего граждане просто «покупают» самую дешевую временную регистрацию, которую многие фирмы предлагают на год рублей за 700. Разумеется, законность такой «регистрации» может быть сомнительна.

Без «прописки» не получится сделать загранпаспорт, а вот наличие хотя бы временной регистрации уже меняет дело. Хотя в этом случае паспорт делается дольше, чем для постоянно зарегистрированных граждан. А вообще, без регистрации можно получить шенгенскую визу, к примеру, в Финляндию. Правда, для этого необходимо предоставить справку с места работы в Петербурге, подтверждающие наличие оной.

Без регистрации можно купить автомобиль, а вот поставить его на учет уже не получится.

Оформить полис ОМС можно и без «прописки», но вот обслуживать по нему вас будут «с большим скрипом». Реальны и случаи, когда даже при наличии медицинского полиса, и при наличии временной регистрации в Ленобласти в СПб человеку отказывали в приеме врача. А другому просто написали в графе «место жительства»: БОМЖ.

Без постоянной регистрации невозможно получить государственные пособия, встать на жилищную очередь и т. д. Почти все справки также выдаются только по месту регистрации. К примеру, не получится взять справку о том, что вы не состоите на учете в тубдиспансере. Такие справки иногда требуются для работы.

Получить данные о своих пенсионных накоплениях вряд ли получится, если вы не «прикреплены» к конкретному адресу. Хотя оформить пенсию гражданин РФ по закону также может без какой-либо регистрации. Однако есть факты, когда Пенсионный фонд отказывал гражданину в этом праве.

В таком случае юристы советуют обращаться в прокуратуру.

Пожалуй, то немногое, что можно сделать без «прописки» – ать на выборах, если, конечно, есть такое желание. И кредиты на покупку автомобиля некоторые банки дают условным лицам «БОМЖ», но под больший процент.

Что немаловажно – купить квартиру также можно, вообще не имея какой-либо регистрации. И даже взять ипотечный кредит.

В некоторых банках сейчас можно это сделать – основанием для выдачи кредита будет являться как раз покупка жилья, где вы потом и будете регистрироваться.

Однако следует помнить, что с открытием счета в банке, через который будет необходимо переводить средства от сделки, могут возникнуть проблемы. К примеру, реален случай, когда человек продал жилье в другом городе и выписался оттуда.

Деньги за квартиру были переведены на его счет в Сбербанке. Но забрать оттуда деньги без регистрации оказалось непросто. И только после личных переговоров с заведующей отделением банка гражданину позволили получить свои же средства.

Кстати, оформить пластиковую карту, даже дебетовую, в банке при отсутствии какой-либо регистрации вряд ли получится. Исключением являются случаи, когда вы в течение долгих лет являлись клиентом банка, и еще лучше – корпоративным.

Но разрешение на обслуживание без регистрации принимает администрация банка, руководствуясь своими внутренними правилами, никак не подкрепленными законодательно. Открыть вклад нигде не зарегистрированному человеку тоже удастся не в каждом банке.

Все решается опять же внутренними правилами. То есть раз на раз не приходится.

Штаф за нарушение регистрационного учета

Государство планировало, что регистрационный учет поможет упростить поиск людей, если возникает такая необходимость. Однако зачастую многие граждане встают на регистрационный учет совсем не по месту своего проживания либо пребывания. «Таким образом, эффективность данного института существенно снижается», – считает Оксана Астапенкова.

И тем не менее за нарушение правил регистрации в России установлена ответственность (в соответствии с пунктом 1 статьи 19.15 КоАП РФ). Проживание по месту жительства или по месту пребывания без регистрации грозит административным штрафом – от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс.

Чтобы избежать нежелательного общения с полицией, которая тоже иногда проверяет наличие регистрации, некоторые предприимчивые граждане покупают билет из какого-нибудь городка в Санкт-Петербург, считая, что три месяца он может действовать как «пропуск в жизнь без прописки».

Таким образом, жить без регистрации, как временной, так и постоянной, можно, но все же проблематично.

Поэтому человеку, вложившемуся в стройку, все же лучше проявить чудеса коммуникабельности и отыскать знакомых, попросив их сделать пусть не постоянную, но хотя бы временную регистрацию.

Как показывает практика, разница между постоянной и временной «пропиской» на сегодняшний день в глазах представителей социальных служб, работодателей и пр. постепенно нивелируется.

Наталия Нелюбина    Алексей Александронок   

Источник: https://www.bn.ru/gazeta/articles/96730/

Осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства

Может ли человек проживать по временной регистрации, не имея постоянной прописки?

Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, либо фамилию, инициалы, специальное звание (классный чин) должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю (за исключением случая, когда жалоба направляется посредством Единого портала);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица.

Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба

https://www.youtube.com/watch?v=Otu0mdOFLyQ

Жалоба рассматривается органом регистрационного учета, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа регистрационного учета либо его должностного лица.

В случае, если обжалуется решение начальника или заместителя начальника органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом соответствующего территориального органа МВД России на региональном или районном уровне.

Жалоба может быть направлена:

  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на районном уровне (в том числе подразделениями по вопросам миграции отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне), — руководителю территориального органа МВД России на районном уровне либо в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне;
  • на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на региональном уровне, — руководителю территориального органа МВД России на региональном уровне либо в Главное управление по вопросам миграции МВД России;
  • на решения, принятые руководителями территориальных органов МВД России на региональном уровне, руководством ГУВМ МВД России — Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который является ответственным за деятельность ГУВМ МВД России.

Порядок подачи и рассмотрения жалобы

Жалоба подается заявителем в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде в орган регистрационного учета либо в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне.

В территориальных органах МВД России и органах регистрационного учета определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

При подаче жалобы в электронном виде она должна быть подписана электронной подписью, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).

При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и территориальным органом МВД России.

В случае, если жалоба подана заявителем в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации, территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Жалоба, поступившая в орган регистрационного учета, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа регистрационного учета либо должностного лица органа регистрационного учета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы заявителя на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

  • об удовлетворении жалобы полностью или частично;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Основанием для отказа в удовлетворении жалобы являются:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного подпунктами 153.1‑153.2 пункта 153 административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование государственного органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц осуществляется посредством размещения информации на официальном сайте МВД России, официальном сайте территориального органа МВД России на региональном или районном уровне, на Едином портале, в МФЦ, а также на информационных стендах органов регистрационного учета.

Источник: https://gu.spb.ru/188907/

Судебное дело
Добавить комментарий