Должен ли я выплачивать деньги за обучение по целевому направлению?

Целевики три года должны будут отработать на родном предприятии

Должен ли я выплачивать деньги за обучение по целевому направлению?

С этого года вузы могут поменять правила целевого приема. Министр образования и науки Ольга Васильева на встрече с ректорами педвузов предложила несколько мер для повышения эффективности целевого обучения в педвузах.

Речь идет о заключении трехстороннего договора между работодателем, абитуриентом и вузом до начала приемной кампании. В планах обязать целевиков отрабатывать по три года на муниципальных предприятиях.

Такая схема может подойти и другим отраслевым вузам.

За год в вузах проходят обучение 250 тысяч студентов-целевиков. Возвращаются к работодателям в свои регионы не более 20-30 процентов. Вот свежий пример. В Вологодской области к нынешнему февралю за направлениями в департамент здравоохранения обратились более 120 выпускников школ.

При этом на работу в прошлом году пришли только 46 молодых специалистов. Ответственности за то, что нарушили условия договора, целевики чаще всего не несут. А потому целевые направления в некоторые вузы нередко рассматриваются как удобный способ стать студентом с невысоким баллом ЕГЭ.

Целевые направления нередко становятся способом поступить в вуз с невысоким баллом ЕГЭ

Кому дать направление, решает регион или ведомство. По закону конкурс среди целевиков должен быть. Но если вуз берет 30 целевиков, а заявлений 31, можно считать, что конкурс есть. Средний балл целевиков – 62. При этом для всех остальных он может быть в вузе и 75, и 80.

В Московском государственном педуниверситете целевики из регионов готовы выстраиваться в очередь.

Экс-глава Рособрнадзора: История может стать обязательной на ЕГЭ

– В 2016 году было 366 заявок, в 2015-м – 286, в 2014-м – 162, – рассказывает проректор по учебной работе Елена Болотова.

Но взять всех их вуз не может. По закону вузы обязаны согласовывать квоты с региональными департаментами и министерствами. Не всегда эти решения принимаются в интересах приезжих целевиков.

Столичные целевики научились извлекать пользу даже из строгих правил приема. Вот как это делается: вузы сейчас зачисляют выпускников в две волны. Конкурс среди целевиков, как известно, ниже, чем у всех остальных поступающих, и зачислять их вуз обязан чуть раньше, чем тех, кто идет в первую волну.

Человек подает заявления и на целевое место, и на обычное. Его зачисляют как целевика, а дальше он смотрит: если проходит по баллам в первую волну, то забирает заявление с целевого места и поступает в вуз как все остальные. Без всяких обязательств перед будущим работодателем.

“Никакого наказания за то, что человек отказался идти по целевому направлению, нет”, – поясняет проректор Елена Болотова.

Если выпускник школы видит, что по баллам не проходит с основным потоком, то остается в целевиках. Можно ли как-то противостоять этой схеме?

– Думаю, всех абитуриентов надо принимать на общих основаниях. Целевой прием можно оставить только для тех, кто приезжает поступать с направлением из своего региона и обязательством вернуться обратно. Во всех остальных случаях надо переходить на расширение целевого обучения.

При этом выстроить отношения со студентом так, чтобы работодатель его подхватывал только после зачисления на первый курс.

В договоре обязательно должно быть прописано, где человек будет проходить практику, кто и как оплатит дорогу, питание, проживание в общежитии, – считает Елена Болотова.

– Может быть, надо проводить среди целевиков тестирование на профпригодность, ведь педвузы имеют на это право? – спрашиваю.

– Такой опыт был. Кто-то получал ожидаемый результат, кто-то огорчался. Было много трагедий. Допустим, родители отправляли ребенка в педвуз, а он приносил им результаты тестирования, из которых было ясно, что в системе “человек-человек” ему будет трудно работать. Мама с папой настаивали… И потом, тестирование – очень затратное мероприятие, – говорит проректор МПГУ.

В технологическом университете МИСиС с целевыми направлениями поступает около 1 процента абитуриентов. Почему так мало? Не набирают на ЕГЭ нужных для зачисления 210 баллов. Еще недавно порог был гораздо меньше и целевиков с направлениями приезжало очень много. По данным вуза, возвращались домой от 3 до 12 процентов.

При этом общее количество целевиков в вузе – около трети всех студентов. В филиалах – до 80 процентов. Работодатели начинают присматривать для себя будущих сотрудников уже во время учебы.

И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал многодетным отцом или уехал в другую страну?

– Обычно это происходит начиная со второго курса,- рассказала ректор университета Алевтина Черникова. – Приведу вам пример, как подбирал для себя кадры один из горнорудных комбинатов.

Сначала представители комбината протестировали 86 студентов, после собеседований осталось 54, после дополнительного тестирования 34. Дальше началась индивидуальная работа, потому что компания искала людей, которые поедут работать в Кузбасс. В итоге осталось 10 человек.

Этим летом они были там на практике. Между вузом и этой компанией был заключен договор о ежемесячной материальной поддержке студентов.

У университета 1200 партнеров-работодателей, которые предлагают разные формы договоров с целевиками и заключают их на 3 – 4 курсах.

Все договоры – индивидуальные. Кому-то предлагают дополнительную к основной стипендию 3 тысячи, кому-то 20.

Оговариваются условия практики, проезд к месту (все металлургические предприятия разбросаны по стране), помощь наставников. По целевому набору можно поехать на работу за границу.

Например, однажды работодателю потребовались 30 молодых специалистов для работы в Зимбабве. В другой раз нужны были выпускники для объекта в Мьянме.

– Эффективная модель – когда работодатель связан напрямую со студентом. Причем договор лучше всего заключать на старших курсах, когда студент уже понимает, пойдет он в магистратуру или нет, займется наукой или готов работать на производстве, – считает Алевтина Черникова.

Тестовая часть останется только в ЕГЭ по иностранным языкам

Еще один способ заинтересовать студента будущим рабочим местом – предложить ему учебную программу, разработанную при участии работодателей и возможность получить сертификат о дополнительных компетенциях. Например, на кафедре бизнес-информатики теоретически за 4 года можно получить до 40 сертификатов разных IT-компаний и выбрать себе место будущей работы.

Бывают случаи, когда целевики, отобранные работодателями, все же не доезжают до места работы. Предприятия, как правило, на конфликт не идут. Даже если выплачивали дополнительную стипендию.

Владимир Глибовец, помощник Хорошевского межрайонного прокурора Москвы, поступал в Московскую юридическую академию им. Кутафина по целевому направлению от Генпрокуратуры.

– Конкурс в специалитет для нас был точно такой же высокий, как для всех остальных абитуриентов, прибавки к стипендии за целевое направление не было. Но мне гарантировали будущее место работы. А я мечтал попасть в прокуратуру, – рассказал Владимир.

О том, чтобы нарушить условия договора, он и не думал. Это среди целевиков-юристов вообще большая редкость. Но соглашается с тем, что государственные структуры не очень охотно разыскивают “своих” целевиков, если те не доходят после окончания вузов до места работы.

– Гражданско-правовые отношения требуют того, чтобы одна из сторон обратилась в суд, – поясняет Глибовец.

250 тысяч студентов ежегодно проходят целевое обучение в вузах. Возвращаются в свои регионы не более 20-30 процентов

На это надо время и деньги. Правда, потом все судебные издержки можно взыскать с виновного, но сначала его надо найти. Если, к примеру, больница или школа захотят пойти в суд и наказать целевика, который к ним не дошел, придется для начала потратить не меньше 30 тысяч рублей.

Зачем им это, если они не потратили ни рубля на подготовку “своего” целевика? И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал инвалидом или многодетным отцом, уехал жить в другую страну? А если вообще понял, что ошибся с выбором профессии и ушел из вуза? Подавать за это в суд или нет?

И ректоры, и эксперты единодушны – для того чтобы целевики возвращались на работу туда, откуда их направили, нужно два условия: участие рублем в подготовке студента и достойная зарплата.

Источник: https://rg.ru/2017/02/06/celeviki-tri-goda-dolzhny-budut-otrabotat-na-rodnom-predpriiatii.html

Все особенности целевого обучения

Должен ли я выплачивать деньги за обучение по целевому направлению?

Нынешнее образование достаточно дорогое, а на немногочисленные бюджетные места всем не попасть. Но есть еще один спасательный круг для поступающих — это целевое обучение.

Что такое целевое обучение?

Целевое обучение — это возможность бесплатно учиться по направлению от предприятия или учреждения. Оформляется трехсторонним договором между государственным учреждением, вузом и студентом.

После завершения учебы в университете выпускник обязательно должен отработать 3 года в организации, направившей его на обучение и оплатившей всю стоимость его учебы.

В случае нежелания отрабатывать студент должен вернуть полную стоимость обучения, оплаченного ему предприятием.

Плюсы и минусы обучения по целевому направлению

Достоинства:

– гарантированное трудоустройство после окончания вуза;– обучение на бюджетной основе; – возможность получать стипендию; – обеспечение местом для прохождения ознакомительной и преддипломной практики в государственном учреждении;

– помощь и поддержка от организации во время обучения (помощь в сборе материалов для курсовых работ и научных статей).

Недостатки такого обучения заключаются в том, что где бы вы ни учились и какие бы у вас ни были планы, после завершения университета вы должны будете работать в том городе, в котором вам выдали направление.

Например, студент обучался в престижном московском вузе, после окончания которого он может трудиться на достойной работе в столице. Но направление на учебу, допустим, давала администрация Иркутской области.

Значит, ему положено вернуться в Иркутскую область.

Помимо таких ситуаций, вам никто не обещает высокую оплату труда. Может случится и так, что в организации, в которой вы обязаны отработать свое обучение, будет низкая заработная плата или отсутствие карьерного роста.

Также не стоит забывать, что при целевом обучении смена специальности будет невозможна. Только если она не связана тесно с другой. В любом случае, вам предстоят сложные переговоры с вашей организацией-донором. И, безусловно, от вас будут ждать хорошей учебы.

Как поступить на целевое обучение?

Для этого необходимо пройти конкурсный отбор, так как количество целевых мест ограничено. В университете, в котором вы планируете учиться, нужно заполнить заявление на целевое обучение и предоставить его приемной комиссии вместе с направлением, выданным организацией.

Фактически претендентам приходится выдержать два конкурса. Предприятие может самостоятельно установить форму и правила проведения внутреннего отбора среди абитуриентов, желающих поступить по целевому направлению.

По его итогам на выделенное количество мест организация рекомендует несколько человек, между которыми уже на уровне вуза, согласно общим правилам приема, также проходит свой конкурс. Он проводится на основании результатов ЕГЭ.

Обычно средний балл поступающих на целевые места ниже, чем у тех, кто поступает на бюджет.

Приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении остальных студентов. Это плюс для тех абитуриентов, которые не прошли по целевому набору — еще остается время подать документы на общих основаниях.

Каковы шансы попасть на целевое место?

На самом деле, шансы не так уж велики. В списки тех, о ком будет ходатайствовать предприятие в вузе, попадают абитуриенты, которые каким-либо образом уже знакомы с этим предприятием. Получается, знакомым с организацией желательно надо быть со школьной скамьи.

Многие руководители предприятий «присматривают» себе будущие кадры именно на этапе, когда они учатся в школе. Какие способы попасть в поле зрение организации существуют? Например, всевозможные конкурсы, которые она проводит среди учащихся региона.

Или встречи со школьниками на предприятии, тематические олимпиады, организатором или спонсором которых оно выступает.

Руководители наблюдают: у кого горят глаза, кто высказывает заинтересованность, кто показывает себя с лучшей стороны — у того есть все шансы попасть в заветный список направляемых абитуриентов.

Еще в «целевики» обычно попадают абитуриенты, чьи родители долгие годы трудятся на предприятии и пользуются авторитетом. Дети часто выбирают профессию родителей, и в таких случаях руководство идет им навстречу.

Также велики шансы у тех, кто имеет среднее специальное образование и уже трудится на предприятии. Обычно руководство вуза поддерживает их стремление продолжить учебу и получить высшее образование и дает направление.

В каких случаях можно не отрабатывать стоимость обучения?

Конечно, после окончания университета не всем захочется отрабатывать свой долг. Здесь некоторые студенты начинают искать пути «откосить». Уважительной причиной для отказа от отработки является:

– инвалидность 1-й или 2-й группы у выпускника, его жены/мужа или кого-то из родителей; – декретный отпуск; – наличие ребенка до 3 лет или до 6 лет, если по заключению ВКК (врачебно-консультационной комиссии) ребенок нуждается в уходе; – одинокая мать или отец с ребенком до 14 лет; – уход выпускника вуза в армию;

– поступление в институт или университет, если выпускник закончил техникум, колледж.

Опять же, в каждой организации свои требования. Где-то уход в армию, к примеру, не освободит вас от отработки, а просто оттянет этот срок. Так что по таким вопросам лучше разговаривать непосредственно со своим будущим работодателем и уточнять у него условия.

Разрыв же контракта по вине заказчика может быть осуществлен в случае, если предприятие не в состоянии предоставить выпускнику работу по специальности в соответствии с медицинским заключением, а также в случае банкротства заказчика.

Какие вузы в Иркутске принимают абитуриентов на целевое обучение?

Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщения, легкой промышленности и другие). В Иркутске все государственные вузы набирают студентов на целевое обучение.

Где-то прием на целевые места осуществляется практически по всем направлениям:

– Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет.

– Иркутский государственный университет путей сообщения.

– Восточно-Сибирская государственная академия образования.

– Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

– Иркутская государственная сельскохозяйственная академия.

В некоторых вузах набор ведется только по определенным направлениям:

– Иркутский государственный университет. Целевые места есть в институте математики, экономики и информатики по всем его профилям. Также они есть на некоторых специальностях института социальных наук, международного института экономики и лингвистики, юридического института и геологического факультета.

– Байкальский государственный университет экономики и права. Целевой набор проходит по специальностям: юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление.

– Иркутский государственный лингвистический университет набирает «целевиков» на некоторые специальности гуманитарно-педагогического факультета, перевода и переводоведения, восточных языков, социальных наук и европейских языков.

– Иркутский государственный медицинский университет. Целевые места есть на таких специальностях, как лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, медицинская биохимия и фармация.

Используйте любую возможность для получения образования. Если вы ответственный и целеустремленный человек, то вас обязательно отметят в организации. В перспективе у вас будет возможность сделать карьеру и получать достойную зарплату.

Источник: https://www.irk.ru/news/articles/20120702/training/

Отработка после вуза — 5 лет, если отчислят, нужно платить. Все о нюансах целевого направления

Должен ли я выплачивать деньги за обучение по целевому направлению?

В Беларуси отменили раздельный конкурс для выпускников сельских и городских школ, но до сих пор сохранили целевое направление. С ним абитуриент четко знает, где будет работать после выпуска (если, конечно, поступит).

А поступить обычно бывает чуть легче: конкурс для «целевиков» отдельный, а проходные баллы, как правило, ниже.

Как получить целевое направление, могут ли отчислить «целевиков» за неуспеваемость (и что за это будет), сколько после этого нужно отрабатывать и можно ли перераспределиться?

Разбираемся в нюансах «целевого образования» с начальником Главного управления профобразования Министерства образования Сергеем Касперовичем.

Сергей Касперович. Дарья Бурякина, TUT.BY

Целевая подготовка — так это называется в законодательстве об образовании — существовала еще в Советском Союзе и в 1990-х годах перекочевала в белорусское профессиональное образование. Фактически она решает три задачи:

  • персонализация обучения;
  • создание для абитуриентов дополнительной опции выбора при поступлении;
  • и самая важная — возможность для работодателя персонализировать заказ кадров, а также «закрепить их на местах».

— Это значит, что определенная организация или предприятие заказывает не абстрактного выпускника, как это в целом происходит при существующей системе подготовки кадров, а вполне конкретного. Еще на стадии заключения договора заказчик знакомится с молодым человеком или девушкой и понимает: вот этот человек придет к нему работать через несколько лет, — поясняет Касперович.

Плохие новости для тех, кому страшно представить себя работающим на одном месте несколько лет.

Срок отработки для тех, кто заключил договор на целевую подготовку, зависит от уровня образования. Если выпускник учился в профессионально-техническом учреждении, то отработка продлится год. После колледжа нужно отработать три года, после университета — пять лет.

— Процедура в данном случае называется не распределением, а направлением на работу, — уточняет Сергей Касперович.

Не совсем.

Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.

— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».

Вадим Замировский, TUT.BY

При этом есть исключения, добавляет Сергей Касперович. Например, на медицинских вузовских специальностях «целевики» могут занимать до 50 процентов бюджетных мест, на сельскохозяйственных — до 60 процентов.

В ссузах ситуация немного другая. «Целевики» могут занимать до 30 процентов бюджетных мест, исключения — медицинские и сельскохозяйственные специальности (до 60 процентов).

Абитуриенты с целевым направлением поступают по отдельному конкурсу. Обычно он ниже, как и проходные баллы. Например, чтобы поступить на лечебный факультет БГМУ в 2019 году, нужно было набрать минимум 358 баллов, с целевым направлением (для абитуриентов из Брестской области) — 329.

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

Вадим Замировский, TUT.BY

Сейчас это работает так. Но в проекте новой редакции Кодекса об образовании, который подготовлен министерством, это ограничение исключили.

— Мы видим, что есть ситуации, когда заказчиками на целевую подготовку желают выступить организации, расположенные в крупных городах, в том числе в Минске. И есть сферы, в которых это оправдано. Поэтому мы считаем целесообразным исключить эти ограничения и ожидаем, что изменение будет принято нашим парламентом.

Теоретически да.

— В рамках действующего законодательства целевую подготовку может заказать предприятие любой формы собственности. Учитывается только место нахождения организации.

— Важно, чтобы абитуриент четко понимал, чего он хочет. Если он берет «целевое» на любую специальность, лишь бы поступить, потому что, с его точки зрения, так легче, все усложняется. Он может ходить по любым организациям и просить заключить договор. Но это в корне неправильная установка, которая загоняет абитуриента в рамки.

По словам Сергея Касперовича, идея целевой подготовки как раз состоит в том, что в этом процессе первичен заказчик.

— Именно он должен понимать, есть ли у него потребность в конкретных специалистах через 3, 4, 5 лет. А дальше он просто персонализирует своего будущего сотрудника.

Тут вариантов несколько.

  • Заказчики кадров (они же ваши потенциальные будущие работодатели) могут прийти в школу и рассказать, как у них классно работать и почему с ними стоит заключить такой договор.
  • Информацию о целевом направлении печатают в районных газетах (вдруг вы их читаете).

Вадим Замировский, TUT.BY

  • Ищите через знакомых или родственников.

— Трудовые династии были всегда. Если на сельхозпредприятии работают родители будущего выпускника школы, то первым логичным шагом для предприятия было бы начать поиск среди своих сотрудников.

Сам абитуриент тоже может попытаться найти своего будущего работодателя и заключить с ним договор. Для этого ему нужно обосновать, почему в будущем он хочет прийти и работать у него.

— Примерно в феврале министерства и ведомства получают предложения на целевую подготовку от своих подчиненных организаций, — описывает, как это работает изнутри, Сергей Касперович.

— Они начинают информировать учреждения образования об этих цифрах. В Министерстве образования приказ о целевой подготовке издается в мае. Но организации и абитуриенты должны искать друг друга весь выпускной класс.

По-хорошему — до середины учебного года.

Нет, еще, в принципе, не поздно, успокаивает Сергей Касперович. Заключить договор можно и в июле, главное — чтобы за этим стояло желание не поступить любой ценой, а работать по своей специальности у конкретного работодателя.

— Заказчики заключают договоры с конкретными людьми. Но мы всегда настаиваем на том, чтобы на «целевых местах» тоже складывался конкурс. Поэтому иногда заказчики заключают больше договоров, чтобы поступил самый сильный абитуриент.

Здесь велика роль именно заказчика. Он сам должен основательно подбирать людей, потому что это его будущие работники.

Они должны быть мотивированы к учебе, чтобы их не отчислили — и в результате заказчики не пожалели о напрасно потраченных деньгах.

Нет, такого запрета нет. Перед поступлением у абитуриента остается время подумать: подавать договор вместе с другими документами или нет.

— Сперва договор подписывают абитуриент и его законные представители — с одной стороны, заказчик кадров — с другой. Но его должны подписать еще и в учреждении образования. Пока не подписали, абитуриент может думать и решать, по какому конкурсу ему поступать.

Вадим Замировский, TUT.BY

В Министерстве образования, говорит Сергей Касперович, знают, что иногда абитуриенты прячут этот договор, когда видят, что проходят по общему конкурсу. Или наоборот: если баллов не хватает, достают и подают договор на целевую подготовку как запасной вариант.

— В любом случае у абитуриента расширяется выбор, — уверен специалист, — подать его или нет, идти по общему конкурсу или по «целевому». Главный момент — срок работы по распределению (направлению). Два года после вуза или пять — разница, согласитесь, есть.

Нет, не так. Платить за вас будет бюджет страны.

— У предприятий тоже есть стереотип. Они звонят в университеты, колледжи и спрашивают: «Хочу „целевиков“. Но мне нужно за них еще платить?» Нет! Целевое направление оплачивается за счет бюджета.

Стипендия у «целевиков» такая же, как и остальных студентов-бюджетников на курсе. Зависит она от вуза или ссуза, в котором вы учитесь, и от успеваемости.

В теоретической части учеба по целевому направлению никак не отличается. А вот курсовые и диплом студенты, как правило, пишут по тем темам, которые интересны их будущему работодателю.

— Это еще и вопрос практикоориентированности на более высоком уровне. Целевая подготовка позволяет «затачивать» студентов для работы в конкретной организации.

Да, человек учится в группе и теоретическую подготовку проходит вместе со всеми. Но практическая составляющая — курсовые, дипломы, расчетные работы, практики — будут в рамках того, что нужно заказчику.

Этот момент может прописываться в договоре на целевую подготовку.

Конечно, могут, как и остальных студентов. Целевое направление — это не защита от плохих отметок, пересдач и отчисления. Причем если «обычный» студент просто уходит из университета, то «целевик» должен возместить средства, затраченные на его обучение.

Можете, причем дважды, говорит Сергей Касперович. Первый раз — еще до подачи документов в приемную комиссию. Второй — после окончания учреждения профтехобразования, колледжа или вуза, но тогда нужно возместить все средства, которые местный или государственный бюджет потратил на вашу подготовку.

На выпускников, у которых есть целевое направление на работу, но которые по какой-то причине на нее не доехали, распространяются те же правила, что и на остальных — с распределением.

— Если «целевик» является выпускником, то на него распространяется норма постановления правительства о возмещении средств, затраченных на обучение, как и на остальных выпускников. Стипендии, которые ему платили, в эту сумму не входят. А вот если «целевик» не доучился и был отчислен — то взыскать с него могут и стипендии, — рассказывает Касперович.

Вадим Замировский, TUT.BY

— Абитуриенту чрезвычайно важно знать: если его отчислят, то при обучении на условиях целевой подготовки ему придется возмещать средства, затраченные на его обучение (чего нет при обычной бюджетной форме обучения).

Возможностей немного, но они есть.

Этот случай может наступить, если вдруг организация, куда студент собирался прийти на работу, оказалась ликвидированной. Тогда учреждение образования направит выпускника в другую компанию.

Семейные обстоятельства тоже могут стать причиной для перенаправления на работу. С учетом конкретной ситуации комиссия распределит его в другую организацию, в которой выпускник будет работать по своей специальности.

Евгений Ерчак, TUT.BY

— При всей ориентированности на конкретного заказчика у выпускника, обучавшегося на условиях целевой подготовки, варианты есть. К слову, есть особенность и для молодых людей, которых призывают на срочную службу в армию.

Человек, который не закончил работу по распределению и пошел в армию, после службы имеет право на самостоятельное трудоустройство.

А если он учился на условиях целевой подготовки, то срок службы в армии засчитывается в срок работы по направлению, но необходимо продолжить работу у заказчика как минимум до момента завершения периода, установленного договором.

— Да, если при заключении договора абитуриенту нет 18 лет, подпись ставит не только он, но и его законный представитель. Это может быть мать или отец, опекун. Но это не освобождает от направления на работу.

Использование материала в полном объеме запрещено без письменного разрешения редакции TUT.BY. За разрешением обращайтесь на nn@tutby.com

Источник: https://news.tut.by/society/662159.html

Студентов-целевиков обяжут не менее трёх лет отработать по договору

Должен ли я выплачивать деньги за обучение по целевому направлению?

Учащийся Новосибирского промышленно-энергетического колледжа в лаборатории электроизмерений и метрологии. Евгений Курсков/ТАСС

Абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение.

И то и другое теперь будет караться серьёзными штрафами.

Целевое обучение, согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 4 августа, станет регулироваться трёхсторонним договором между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения.

Государство тратит деньги, а специалистов нет

Принятые в весеннюю сессию парламентом поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточают механизм целевого обучения. Решение подготовить изменения в кабмине приняли ещё два года назад, по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии.

Существующую систему целевого обучения председатель Правительства назвал профанацией: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

Читайте по теме

Действительно условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов. Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу.

Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят. После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.

«Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной», — подчеркнула глава Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Зинаида Драгункина.

Нужные профессии определит Правительство

С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения будет Правительство в соответствии с потребностями экономики. Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.

Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной.

Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами.

Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения.

Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций. 

«Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

Таким образом, национальная экономика получит дополнительные возможности», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв. Читайте по теме

Кроме того, участниками договора о целевом обучении станут не две стороны (абитуриент — будущий работодатель), как раньше, а три. Ей станет вуз, в чьи обязанности входит проверка договора, организация конкурса в пределах квоты целевого приёма и создание условий для успешной подготовки молодого специалиста.

За отчисление штраф, за отказ работать по договору — неустойка

Студентам, обучающимся по договору целевого обучения, новый закон даёт возможность учиться за счёт бюджета и вместе с тем получать социальную поддержку от будущего работодателя. Однако при неисполнении условий контракта платить ему также придётся «по двум счетам».

Вот как эта норма будет реализована на практике. По закону, «целевик» обязуется успешно осваивать образовательную программу. Как он с этим справляется, решит сам заказчик, который теперь имеет право запрашивать данные об успеваемости своего подопечного.

Так что прогул лекций и несданная сессия могут рассматриваться как нарушение контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае отчисления из вуза студент должен будет самостоятельно восстановиться в институте и учиться там уже за свои деньги.

В противном случае ему также грозит штраф.

Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

После окончания обучения выпускник обязан не менее трёх лет отработать в организации заказчика. В случае неисполнения этого пункта он должен в полном объёме возместить расходы, понесённые заказчиком на социальную поддержку студента.

А вот возмещать средства за получение образования придётся третьей стороне — вузу, который вернёт эти деньги в бюджет.

Дело в том, что закон предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании, причём не только друг перед другом, но и перед бюджетом.

Читайте по теме Ответственность, как уточняет член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова, в том числе предусмотрена и для работодателей, которые нередко не выполняют своих обязательств перед выпускниками.

С 2019 года заказчик не сможет отказать целевику в трудоустройстве или устроить его на более низкую, чем указано в договоре, должность. «Речь идёт о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству», — поясняет Аршинова.

Причём неустойку предприятие будет платить в размере, равном трёхкратной величине среднемесячной зарплаты в субъекте, на территории которого должен быть трудоустроен гражданин.

Абитуриентов 2018 года все эти изменения не коснутся. Но уже в следующем году, как предполагают депутаты и сенаторы, целевое обучение перестанет рассматриваться исключительно как способ хорошо пристроить детей с невысокими знаниями, а в вузах наконец появится конкурс «целевиков», что позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами.

Источник: https://www.pnp.ru/social/studentov-celevikov-obyazhut-ne-menee-tryokh-let-otrabotat-po-dogovoru.html

Целевое направление 2019: что такое, стоит ли брать, плюсы и минусы?

Должен ли я выплачивать деньги за обучение по целевому направлению?

В горячке вступительной кампании абитуриенты чуть ли не душу дьяволу готовы продать за столь желанное место в вузе. Для некоторых спасательным кругом становится целевое направление. Адукар изучил Положение о целевой подготовке и расскажет, что такое целевое направление, кто и где может его получить, какие есть плюсы и минусы.

Что такое целевое направление?

Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.

Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов.

Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.

Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.

Для кого предназначено целевое направление?

Обзавестись целевым направлением может не каждый. Целевая подготовка кадров предусмотрена для региональных организаций, где есть нехватка специалистов. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Прописка не играет ключевой роли, т. е.

брать целевое можно в организации, которая находится не в том городе, где прописан абитуриент. Главное — в какой организации абитуриент хочет взять целевое направление, есть ли у неё такая возможность.

Однако Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.

Как получить целевое направление?

Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.

Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.

Сколько мест выделяется на целевиков?

Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% – для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% – для всех остальных.

Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять.

Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.

Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.

Можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию, а участвовать в общем конкурсе.

К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.

Много целевых мест выделяют медицинские колледжи и университеты

Сколько отрабатывать по целевому направлению?

Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух.

В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.

Причины не отрабатывать по целевому направлению

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I илиII группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемойспециальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемойквалификации;

— ликвидация организации-заказчика;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

Стоит ли брать целевое направление?

Заключение такого договора подойдёт тем абитуриентам, которые планируют вернуться после учёбы в родные края или хотят заранее обеспечить себя рабочим местом.

Если же для тебя главная цель — обучение на бюджете, лучше семь раз подумать, прежде чем решиться на заключение данного договора. Никто не знает, как повернётся жизнь через несколько лет, и спасательный круг может оказаться тяжкой обузой.

Юридическая консультация не будет лишней при подписании столь серьёзного документа.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, , ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

Источник: https://adukar.by/news/celevoe-napravlenie

Судебное дело
Добавить комментарий