Клинический психолог профессиональный стандарт

Психолог клинический http://www.Rabota-enisey.Ru/atlas/prof_catalog/psycholog/ Презентация профессии

Клинический психолог профессиональный стандарт

Клиническаяпсихология— это раздел психологии,изучающий психические явления с точкизрения их взаимосвязи с болезнями.

Сфераклинической психологии включает в себядиагностику психического здоровья,организацию и проведение научныхисследований для пониманияпсихофизиологических проблем иразработку, проведение и оценкупсихологической коррекции (психотерапия).

К вопросам клинической психологии такжеотносятся: вопросы разграничения нормыи патологии психики; работа с пограничнымисостояниями психики (например, сневрозами); влияние различных расстройствна психику человека; роль психики ввозникновении различных заболеваний;нарушения развития психики и др.

Термин«клиническая психология» был введёнамериканским психологом ЛайтнеромУитмером. В нашей стране часто такжеиспользуется термин «медицинскаяпсихология».

Тип и класс профессии

Профессия«клинический психолог» относится ктипу «Человек – Человек», т.к. объектомвнимания данной профессии являетсячеловек. Данный тип связан с обучением,воспитанием, обслуживанием, руководством.

особенность профессий типа«Человек — Человек» состоит в том, чтоосновное содержание труда здесь сводитсяк взаимодействию между людьми. Такжепрофессия «клинический психолог»относится к эвристическому классу, т.к.

она связана с умением управлять собойи другими людьми, наличием организаторскихкачеств и независимого мышления.

деятельности

Клиническийпсихолог в учреждениях здравоохранения— это специалист, в обязанности котороговходит как участие в психодиагностическихи психокоррекционных мероприятиях, таки в лечебном процессе в целом. Комплекснаямедицинская помощь оказывается командойспециалистов.

Центром этой командыявляется лечащий врач, работающийсовместно с психотерапевтом, клиническимпсихологом и специалистом по социальнойработе. Каждый из них выполняет свойдиагностический, лечебный и реабилитационныйплан под руководством лечащего врачаи в тесном сотрудничестве с другимиспециалистами.

В нашей стране такаямодель взаимодействия специалистовеще не достаточно распространена, хотяеё эффективность доказана.

Клиническийпсихолог использует в своей работеразличные методы психокоррекции,психотерапии и психологическогоконсультирования. Он может работать врежиме индивидуальных консультаций, атакже проводить групповую работу каксо взрослыми людьми и подростками, таки с детьми.

Поэтомуважно подчеркнуть, что клиническийпсихолог – это специалист, которыйможет работать не только в клиниках, нои в учреждениях другого профиля:образования, социальной защиты и др.

Это учреждения, в которых необходимоуглубленное изучение личности человекаи оказание ему психологической помощи.

В вышеуказанных областях клиническийпсихолог выполняет следующие видыдеятельности: диагностическую; экспертную;коррекционную; профилактическую;реабилитационную; консультативную;научно-исследовательскую и др.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Дляуспешного освоения деятельностиклинического психолога нужны базовыезнания по психологии, анатомии,нейрофизиологии.

Клиническийпсихолог должен уметь:

  • проводить работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных;
  • выявлять условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного;
  • осуществлять работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывать помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем;
  • проводить психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств;
  • совместно с лечащим врачом разрабатывать развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных, выполнять работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей;
  • проводить работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии;
  • оценивать по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий;
  • строго соблюдать принципы врачебной этики.

Клиническийпсихолог должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения, оказания психиатрической помощи и гарантий прав граждан;
  • декларацию прав и свобод человека;
  • медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию),
  • психологию личности, общую и дифференциальную психологию, возрастную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику, психологическое консультирование;
  • методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
  • методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития личности;
  • психологию труда;
  • законодательство о труде и об охране труда Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности; производственной санитарии и противопожарной защиты.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2041099/page:6/

Профстандарт психолога

Клинический психолог профессиональный стандарт

В Российской Федерации существует специальный реестр профстандартов – документов, которые содержат требования к представителям различных профессий, а также фиксируют функции, возлагаемые на них.

Они позволяют сделать выводы о профессиональной пригодности субъекта к работе на определенной должности. Для психологов на данный момент не существует отдельного обобщенного профессионального стандарта.

В рамках других федеральных документов действуют профстандарт педагога-психолога, утвержденный 24 июля 2015 года, и психолога в социальной сфере, утвержденный 18 ноября 2013 года.

Понятие профстандарта психолога и функции специалиста согласно документу

Некоторые профстандарты закреплены на законодательном уровне. Это значит, что человек не может работать по определенной специальности, если не соответствует характеристикам, прописанным в них. Также это касается тех профессий, работа по которым дает определенные льготы.

Профстандарт психолога в образовании пока что не является обязательным, а лишь носит рекомендательный характер для нанимателя. На данный момент текст документа открыт и туда еще могут вноситься правки, изменения, а главное – дополнения.

Хотя пока профстандарт психолога не считается обязательным, работодателю не рекомендуется брать на работу людей, не соответствующих ему, поскольку они могут оказаться недостаточно квалифицированными специалистами. Однако, поскольку работодатель сам принимает решение, брать ли того или иного человека на работу, несоответствие профстандарту – это недостаточно веская причина для отказа в трудоустройстве или увольнения.

Профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает, что сотрудник, работающий в педагогической деятельности, обязан обеспечивать психологическое сопровождение образовательных занятий.

К основным функциям педагогов-психологов относят:

  • Обеспечение психологической помощи субъектам с повышенными потребностями, а также тем лицам, которые испытывают сложности с восприятием общеобразовательной информации в ординарных условиях;
  • Обеспечение психологической поддержки и помощи в адаптации к условиям получения образования лицам, ставшим жертвами противоправных действий, а также подозреваемым и виновным субъектам (подразумевается как административная, так и уголовная ответственность).
  • Определение уровня психологической безопасности и удобства образовательной среды для обучающихся;
  • Проведение психологических консультаций ученикам в случае необходимости, а также регулярных тренингов и персональных бесед;
  • Коррекция девиантного поведения и проведение профилактических работ в этом направлении.
  • Квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой. Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.

    Структура профстандарта психолога

    Относительно профессии психолога сейчас действует два разных профстандарта. Однако, и для профстандарта психолога-педагога, и для профстандарта психолога в социальной сфере структура будет одинаковой.

    В официальном реестре содержится более 966 различных документов, регулирующих разные специальности, но у всех, согласно приказу Министерства Труда, структура остается неизменной:

  • Общее описание;
  • Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
  • Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
  • Сведения об организациях, которые занимались созданием данного документа.
  • Функциональная карта психолога

    В первом разделе, называющемся «Общие сведения», в качестве основной цели для психологов-педагогов определена помощь в восприятии образовательного процесса учащимся в образовательных организациях, а также оказание психологической помощи и содействие в развитии и адаптации следующим категориям граждан:

    • Лицам с ограниченными физическими возможностями;
    • Ученикам, которым трудно дается освоение образовательных программ;
    • Несовершеннолетним в общем;
    • Обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления;
    • Свидетелями преступления или потерпевшим.

    Основная цель для социальных психологов – это профилактика и коррекция вредных для общества поведенческих проявлений, которые могут наблюдаться как у отдельных индивидов, так и у социальных групп.

    Также к основной цели относится психологическая помощь представителям уязвимых слоев населения, а также людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

    К ним относятся:

    • Девианты;
    • Мигранты (в основном, вынужденные) и беженцы;
    • Субъекты, страдающие от какой-либо зависимости;
    • Люди, совершившие попытку суицида;
    • Лица с посттравматическим стрессовым расстройством;
    • Подозреваемые в совершении преступления.

    Источник: http://po-mere.ru/profstandart-psihologa/

    Судебное дело
    Добавить комментарий