Распространение информации в интернете

Защита и распространение информации в сети “Интернет”

Распространение информации в интернете

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется:

  • на общедоступную информацию. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
  • на информацию, доступ к которой ограничен (информация ограниченного доступа).

Федеральный закон от 27.07.

2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” установил:– Ограничение доступа к информации;– Распространение и предоставление информации;– Обязанности организатора распространения информации в сети “Интернет”;– Единый реестр информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;– Порядок ограничения доступа к информации.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети “Интернет”, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система “Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети “Интернет” и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети “Интернет”, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено”.Узнать больше – Единый реестр доменных имен Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети “Интернет”, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети “Интернет”.В случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети “Интернет”, информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных. Мониторинг соблюдения ограничения доступа осуществлялся посредством технического средства контроля (Аппаратно-программный Агент АС “РЕВИЗОР”).
Для исполнения данного требования оператору связи необходимо осуществлять выгрузку из реестра перечня доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети “Интернет”. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети “Интернет” является Организатором распространения информации в сети “Интернет”.  Организатор распространения информации в сети “Интернет” обязан уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления своей деятельности.

Организатор распространения информации в сети “Интернет” обязан хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки ой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети “Интернет” и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в установленных случаях. С 1 января 2016 года вступает в силу закон “о праве на забвение”.

С указанной даты операторы поисковых систем в Интернете обязаны прекращать выдавать ссылки на информацию о пользователях, обратившихся к ним с соответствующим требованием.Оператор поисковой системы, распространяющий в Интернете рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, по требованию заявителя обязан прекратить выдачу ссылок, позволяющих получить доступ к информации о заявителе:– распространяемой с нарушением законодательства;– являющейся недостоверной неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя.Положение не относится к информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.В течение десяти рабочих дней с момента получения требования заявителя оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, при показе результатов поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имя и (или) фамилию заявителя, уведомить об этом заявителя или направить заявителю мотивированный отказ.Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя.

Оператор поисковой системы обязан не раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя.

Источник: http://mir-ooo.ru/spravochnik/zashhita-informatsii/

О противодействии распространению запрещённой информации

Распространение информации в интернете

Развитие сетевых технологий, их распространение среди широкого круга пользователей, повышение уровня информатизации общественного взаимодействия и перенос значительной части коммуникационных процессов в онлайн-сферу являются причинами постепенной унификации подходов к законодательному регулированию множества вопросов, ответы на которые были даны уже довольно давно при разработке норм, регламентирующих внесетевые формы взаимоотношений. Безусловно, онлайн-процессы обладают собственной спецификой, но это совершенно не означает, что по своей сущности соответствующие действия, совершённые в интернет-пространстве, чем-то отличаются от таких же действий, совершённых вне Сети. Например, оскорбление не перестаёт являться оскорблением вне зависимости от того, как оно было выражено — сказано в личном разговоре, содержалось в направленном по почте письме или было отправлено в мессенджере.

Существенное же различие между сетевыми и несетевыми способами коммуникаций состоит в том, что интернет-среда предоставляет участникам общественных процессов возможность максимально оперативного и анонимного взаимодействия, что, в свою очередь, создаёт основу для игнорирования сложившихся правил поведения, разработанных в том числе для обеспечения общественной безопасности.

В этой связи распространение на онлайн- взаимодействие тех подходов, которые являются общепризнанными для регулирования привычных общественных отношений, является не только разумным, но также более чем обоснованным. И ограничение распространения информации, представляющей потенциальную угрозу для общественной безопасности, не является в этом контексте каким-либо исключением.

Внесённый в октябре 2019 года на рассмотрение Государственной Думы законопроект “О внесении изменений в статью 10-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» призван устранить различия в подходах к ограничению распространения запрещённой в Российской Федерации информации посредством использования мессенджеров и сервисов электронной почты. Так, законопроектом предлагается распространить на сервисы электронной почты действующие в настоящее время правила об ограничении использования мессенджеров лицами, которые используют их для распространения запрещённой информации.

Предусмотренная законопроектом инициатива в полной мере согласуется с международными подходами к регулированию соответствующих вопросов.

Так, особый интерес в этой связи представляет опыт Китая, которому удалось обеспечить функционирование масштабной системы безопасности интернет-пространства, предъявляющей высокие требования к обеспечению сохранности персональной информации пользователей и позволяющей обеспечить оперативное реагирование на сетевые угрозы безопасности граждан и государства.

В соответствии с законодательством Китая операторы Сети, оказывающие услуги по предоставлению доступа пользователей к Сети и регистрации доменных имён для них, а также организации, оказывающие услуги по предоставлению доступа к стационарной или мобильной телефонной сети, либо оказывающие пользователям услуги, связанные с публикацией информации или обменом мгновенными сообщениями, должны требовать от пользователей предоставления реальной идентифицирующей их информации при подписании договоров с пользователями или подтверждении факта предоставления услуг (статья 24 Закона о кибербезопасности Китая).

Законодательство Китая также позволяет обеспечить экстренное реагирование на локализованную деятельность организованной преступности путём принятия временных мер в отношении сетевых коммуникаций в специально обозначенных регионах.

Такие меры могут выражаться, к примеру, в ограничении передачи сообщений между пользователями.

Законом о кибербезопасности Китая предусмотрено, что соответствующие меры могут применяться для обеспечения защиты национальной безопасности и общественного порядка, а также для предотвращения ситуаций, представляющих серьёзную общественную опасность.

Сингапур, являясь одним из самых продвинутых в вопросах цифровизации экономики и сферы услуг государств, также предпринимает схожие меры регулирования общественного взаимодействия в интернет-пространстве.

Так, в 2019 году в Сингапуре был принят Закон «О защите от недостоверной информации и манипулирования в сети Интернет», предусматривающий комплексное правовое регулирование, направленное на предотвращение распространения недостоверной информации (false statement of fact) на территории Сингапура, выявление, контроль и предотвращение злоупотреблений с онлайн-аккаунтами и ботами. Соответствующие законодательные положения позволяют при выявлении факта намеренного распространения физическим лицом недостоверных сведений или совершения иных подозрительных действий с определённой учётной записью в сети Интернет запретить такому физическому лицу пользоваться услугами сервиса предоставления услуг в сети Интернет для отправки любых сообщений посредством использования одной или нескольких учётных записей. Такой запрет при этом может носить временный (до трёх месяцев) или бессрочный характер.

Не отстают в вопросах регламентации безопасности интернет-пространства и государства Европы. Так, например, законодательство Германии также предусматривает механизмы удаления размещённой в Сети противоправной информации.

Законом Германии «О совершенствовании правоохранительной деятельности в социальных сетях» на социальные сети возлагается обязанность по мониторингу и реагированию на жалобы пользователей, а также удалению противоправного контента или ограничению к нему доступа.

За невыполнение указанных требований предусматриваются существенные штрафы в размере до 50 миллионов евро.

Законодательством Франции предусмотрено право уполномоченного государственного органа потребовать от любого сервиса в сети Интернет удалить материалы террористического характера (статья 6 Закона №2004-575 от 21.06.2004 года «О достоверности в цифровой экономике»).

В апреле 2019 года Правительством Великобритании в целях обеспечения безопасности интернет-пространства был разработан комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности интернет-пространства (Online Harms White Paper).

В соответствии с разработанным регулированием компаниям рекомендуется предпринимать все необходимые меры, направленные на выявление и предотвращение распространения ложной и противоправной информации, обнаружение и удаление анонимных и спам-аккаунтов.

 Кроме того, комитет палаты общин по цифровой и медиасфере, культуре и спорту в своём отчёте “Дезинформация и fake news» отмечает важность определения ответственности технологических компаний за распространение на их платформах вредоносного и незаконного контента.

Соответствующие меры, направленные на противодействие распространению запрещённой информации, принимаются и на уровне Европейского союза.

Так, Европейской комиссией были приняты План мероприятий по борьбе с дезинформацией (Action Plan against Disinformation) и Кодекс практики Европейского союза в отношении дезинформации (EU Code of Practice on Disinformation), положениями которых предусматривается обязанность IT-компаний принимать меры по обеспечению ограничения доступа к фейковым аккаунтам и вводить системы идентификации и допустимости функционирования автоматизированных аккаунтов (ботов).

В мировой практике встречаются и более «радикальные» подходы к решению проблемы обеспечения безопасности интернет-пространства.

Так, к примеру, в Египте Законом «О регулировании прессы и средств массовой информации» предусматривается возможность блокирования личных аккаунтов в социальных сетях и блогов, охватывающих аудиторию в размере от пяти тысяч человек, в случае распространения на таких интернет-страницах недостоверной информации.

В Турции компании обязаны по запросу удалять нелегальный контент, который был признан таковым Управлением телекоммуникаций и связи (Telecommunications Communication Presidency). По запросу регулятора также может временно приостанавливаться работа интернет-сайтов и сервисов обмена сообщениями, как это имело место в случаях с такими ресурсами, как , и .

В Венесуэле, согласно Закону против ненависти и за терпимость и мирное сосуществование (Law Against Hatred, for Tolerance and Peaceful Coexistence), в отношении сетевых сервисов, которые не удаляют в течение шести часов после запроса сообщения, содержащие оскорбления на национальной, расовой, религиозной, политической или иной почве, могут быть применены штрафы и блокировки.         

Обоснованность реализации на национальном уровне соответствующих мер, направленных на противодействие противоправному поведению в сетевой сфере, не вызывает никаких сомнений и подтверждается примерами значительного числа государств, законодательство которых уже предусматривает необходимые механизмы. И чем раньше на законодательном уровне будут устранены совершенно надуманные различия между правилами общественного взаимодействия в онлайн- и офлайн-пространствах, тем более эффективными будут являться гарантии прав и свобод человека, а также меры по обеспечению общественной безопасности

Источник: https://www.pnp.ru/politics/o-protivodeystvii-rasprostraneniyu-zapreshhyonnoy-informacii.html

Правовые основы ограничения распространения информации в сети «интернет»

Распространение информации в интернете
Научный руководитель: Жильцов А.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права Юридического института ФГАОУ ВО «СФУ».

Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ; ЗАПРЕЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ; ОГРАНИЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ; ОРГАНИЗАТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ; ЗОЛОТОЙ ЩИТ; МОДЕРАТОР; ПРЕМОДЕРАЦИЯ; ФИЛЬТР; ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ; ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ; THE INTERNET; FORBIDDEN INFORMATION; LIMITATION OF INFORMATION; MANAGERS OF INFORMATION DISTRIBUTION; «GOLDEN LOCK»; A MODERATOR; PRE-MODERATION; FILTER; THE WEB-SITES; SEARCHING SYSTEM.

Аннотация: Тенденция развития законодательства в сфере ограничения распространения информации в сети интернет не успевает за развитием телекоммуникационных технологий, в основном имеются лишь прямые указания на запрет распространения конкретной информации. В данной статье рассматривается возможность введения превентивных мер по ограничению распространения информации в сети интернет, законодательное вменение в обязанности владельцев крупных интернет-сайтов более оперативного вмешательства по выявлению и ограничению к распространению запрещенной информации. Предложено осуществление модерации размещаемой информации, установку фильтров в поисковые системы.

Всего 20 лет назад в России началось развитие информационно-телекоммуникационных технологий: появилась поисковая система Яндекс, бесплатная служба Mail.ru, первый интернет-магазин Oзон. В это же время начали появляться и популярные ежедневные интернет-издания (прим. — Газета.ру, Лента.ру)[1].

Если в те далекие времена интернетом пользовались единицы, то уже сейчас доля интернет-пользователей в России достигла 81% граждан страны, притом 65% из них пользуются им ежедневно.

Вместе с этим, согласно статистике в наибольшую категорию активных пользователей сети входят самые незащищенные слои населения — несовершеннолетние и молодые люди в возрасте до 24 лет (95% опрошенных)[2].

Через сеть интернет пользователи и владельцы ресурсов могут распространять информацию мгновенно, большим объемом данных на огромную аудиторию, порой сопоставимую с населениями крупных городов. Помимо существующей в ней благоприятной информации, зачастую пользователи получают доступ к запрещенной или охраняемой законом РФ.

Регулирование интернет отношений является одной из наиболее актуальных задач государства. Ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства, регулирующего отношения в данной сфере.

А из-за стремительного развития сети, различных ресурсов и систем, нормативно-правовые акты, которые существуют на данный момент, едва успевают регулировать лишь отдельные аспекты информации, распространяемой в ней.

В данной сфере целиком отсутствуют какие-либо превентивные меры.

В отечественном законодательстве особенности ограничения распространения информации в сети интернет регулируются Федеральным законом от 27.07.

2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[3] (далее — Закон об информации).

Его анализ позволяет выделить четыре основные группы информации, подлежащей защите или ограничению к распространению. К таковым можно отнести:

1) информацию, подлежащую запрету на основании исполнительных органов власти (порнографические материалы, методы разработки психотропных веществ и культивирования наркосодержащих растений, информацию о способах самоубийств и т.д.);

2) информацию, содержащую элемент авторских или смежных прав (музыкальные, фото и видеопроизведения, изобретения и т.д.);

3) информацию, содержащую призывы к осуществлению экстремистской деятельности, митингам, массовым беспорядкам и т.д.;

4) информацию, не подлежащую распространению по решению суда. Границы данной категории довольно размыты и не исчерпываются содержанием Закона об информации. К данной категории можно отнести, например, различные базы данных (прим. — персональных данных), информация в которые была собрана с нарушением действующего законодательства.

Помимо прямых ограничений на распространение информации в сети интернет, в п. 3 ст. 10.

1 Закона об информации существуют также дополнительные средства, устанавливающие ответственность отдельных субъектов в системе информационном обмена — организаторов распространения информации, которые позволяют косвенно ограничить распространение запрещенной или ограниченной к распространению информации через сеть интернет.

К таковым средствам, в частности, можно отнести обязанность владельцев новостных порталов, поисковых систем, программ по передачи мгновенных сообщений и т.д. хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки соответствующей информации (фото, видео, изображения, текст и т.д.

) в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий, а саму информацию до шести месяцев. Безусловно, организаторы распространения информации, руководствуясь действующими нормами права, под предлогом больших штрафов и различных санкций, применяемых к их виду деятельности, должно осуществляют свою деятельность по обеспечению безопасности в сети и всячески сотрудничают с органами исполнительной власти РФ в этой области.

В разных странах мира исторически сложились разные концепции политико-правового регулирования ограничения распространения информации в сети интернет.

Так, в США, Германии и ряда европейских стран существует концепция минимального вмешательства государства в процесс информационного обмена.

Законодательство этих стран содержит нормативно-правовые акты, нацеленные на борьбу с терроризмом, охрану авторских прав, защиту незащищенных слоев населения (прим. — несовершеннолетних).

В противоположность этому можно привести Китай, чья модель правового регулирования ограничения распространения информации в сети интернет, названная «Золотым щитом» или «Великим Китайским фаерволом»[4] направлена на обеспечение безопасности государственного строя, запрет и подавление митингов, контроль оппозиции, финансируемой из-за рубежа. В отличии от США, Германии и т.д. Китай приверженец более жестких мер, а также обладает, фактически полным суверенитетом из вне в области обмена и ограничения распространения информации в сети интернет. К примеру, в Китае запрещена самая популярная в мире поисковая система Google, сервисы обмена сообщениями Viber, WhatsApp, видеохостинг . Граждане этой страны практически не пользуются общепризнанными популярными социальными сетями: , . Практически полностью запрещены зарубежные новостные интернет-издания.

Анализ действующего законодательства в Российской Федерации, в частности Закона об информации, с момента его появления показывает, что вектор политико-правового движения в области ограничения распространения информации в сети интернет в основном схож с моделью западноевропейских либеральных стран. Ограничение распространения информации в сети происходит на основании закона и при участии суда. Все действия применяются в основном к тем ресурсам, которые несут угрозу жизни и здоровью граждан, нарушаются авторские права. За последние 12 лет в Закон об информации было внесено в общей сложности 28 изменений, большая часть которых была связана с дополнениями и внесениями изменений именно в статью 15 Закона об информации, непосредственно регулирующую перечень информации, запрещенной к распространению и порядок ее ограничения.

Меж тем, тенденция последних пяти лет изменилась и эти изменения, несмотря на принципы свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, провозглашенные статьей 3 Закона об информации, стали все больше ограничивать распространение информации в сети интернет.

Все эти изменения связаны в большей мере с мировой политической обстановкой последних лет, которая вынуждает само государство вмешиваться в информационное пространство интернета.

Вектор развития в данной сфере стал все более походить на недемократичную китайскую модель правового регулирования с непонятным и хаотичными действиями.

С появлением Закона Яровой появились жесткие требования к операторам связи, глобальная «слежка» за пользователями сети и интернет проектами, расширились полномочия правоохранительных органов, появилась возможность блокировать сайты без участия суда.

Было заблокировано множество сайтов, под предлогом оппозиционных СМИ, экстремизма и т.д. В текущем году произошло нашумевшее блокирование мессенджера Телеграмм, происходили веерные отключения огромного количества сайтов в связи с тем, что там, по мнение органов государственной власти, осуществлялись призывы к массовым беспорядкам и митингам, была размещена запрещенная информация[5].

Поскольку государство провозглашает прямой запрет на распространение той или иной информации, достаточно медленно осуществляя свою функцию контроля за таким распространением, но с чрезмерно карательными действиями в виде необоснованных и хаотичных блокировок, предлагается изменить всю поведенческую модель в этой сфере. Считаем, что правовые основы ограничения распространения информации в сети интернет должны иметь в большей мере превентивные действия. К примеру, предлагается дополнить Закон об информации понятием модерация, премодерация, фильтрация, модератор сайта в сети «Интернет», добавить законодательную возможность исполнительным органам РФ вменять своим требованием в обязанность крупных интернет сайтов осуществление модерации, премодерации или фильтрации размещаемой или выводимой в поиске информации, имеющей большую аудиторию охвата и пользователей, попадающих в определенную группу риска.

Модерация и фильтрация как отдельный институт должна стать промежутком между появлением/распространением информации и полной блокировкой сайта. На наш взгляд блокировка сайта является чрезмерно жесткой санкцией и должна применяться только тогда, когда все иные возможные механизмы уже были исчерпаны.

Мы считаем, что в штате сотрудников крупных интернет ресурсов в обязательном порядке должны быть модераторы имеющейся информации, которые в большей мере, чем сотрудники исполнительной власти РФ, способны осуществлять деятельность по ограничению распространения запрещенной информации в сети интернет.

Безусловно, на текущий момент времени модерация и соответствующая фильтрация на крупных интернет-сайтах осуществляется, однако только лишь по добровольному желанию их владельцев и в основном это происходит на зарубежных интернет-сайтах.

Приведем пример того, что в популярной российской поисковой системе Яндекс достаточно легко найти запрещенную информацию, подпадающую под первую категорию, указанную в настоящей статье: порнографические материалы, методы создания наркотических, психотропных веществ, информацию о способах самоубийств, создания взрывчатых веществ и т.д. Для этого достаточно лишь ввести соответствующий запрос в поисковую строку. Робот поисковой системы добавляет информацию в кэш поисковой системы без какого-либо ограничения, поскольку санкции за это не предусмотрено. В связи с недавними трагическими обстоятельствами в Керченском политехническом колледже, когда 18 летний студент на основании информации в сети интернет изготовил взрывчатое вещество, подготовился и осуществил массовое убийство 21 человека[6], большинством из которых оказались дети, модерация и фильтрация такой информации от психически незащищенных слоев населения становится наиболее актуальной.

Можно сделать вывод о том, что российское законодательство не успевает за развитие информационных технологий. Интернет полон запрещенной информации и ее блокировка происходит, как правило, только после соответствующего запроса или решения суда.

Внесение изменений в российское законодательство, по нашему мнению, должно простимулировать крупные интернет-сайты создавать превентивные меры и средства по ограничению распространения информации в сети интернет, хотя бы даже путем ограничения ее к показу в соответствующих поисковых системах и с осуществлением более тщательного контроля модераторами интернет-сайтов за размещением запрещенной или охраняемой законом информации.

Особенности распространения информации в Интернете / Противодействие черному PR в Интернете

Распространение информации в интернете

  • Информация в Интернете распространяется очень быстро
  • Распространять информацию в Интернете анонимно технически возможно
  • Оф-лайновые механизмы противодействия распространению информации не срабатывают он-лайн
  • Интернет – «стиральная машина» для негативной информации
  • Информация в Интернете может храниться вечно и часть архивов общедоступна
  • Интернет значительно более демократичен, чем реальная жизнь
  • Любой компьютер, подключенный к Сети, в принципе может получить доступ на сайт, расположенный физически сколь угодно далеко. С точки зрения скорости работы, нет никакой разницы, расположен сайт на соседнем столе или на соседнем континенте.

    Если информация попала в Интернет и показалась интересной кому-то из пользователей, она может быть моментально распространена любым заинтересованным лицом на теоретически нееограниченное количество интернет-площадок разного рода (таких как сайты, блоги, форумы и ряд других, которые мы подробно рассмотрим ниже).

    На сайтах и форумах этому способствуют механизмы отслеживания изменений с помощью RSS-потоков, а в блогах – система френдов, подписанных на новые сообщения. Как только информация появлется в блоге, она становится автоматически доступна всем, кто подписан на чтение размещаемых в нем сообщений.

    Каждый из блоггеров обычно имеет своих подписчиков, количество которых колеблется от нескольких человек до нескольких сотен. Благодаря такой структуре новости, которые интересны большому количеству людей, могут распространяться практически мгновенно.

    Если это происходит, то такие сообщения попадают в поле зрения специальных сайтов, контролирующих самые популярные новости (они отслеживают ту информацию, на которую обратили внимание пользователи, количество которых превышает некую пороговую величину).

    Оттуда сообщение автоматически включается в специализированные рассылки и попадает в почтовые ящики, владельцы которых могут и не увлекаться интернет-серфингом, но подписаны на новостные рассылки. Электронные рассылки формируют вторую, не менее масштабную, волну в распространении информации. Новостные интернет-агентства способны дополнительно подключиться к распространению информации на любом этапе, если сочтут ее интересным для себя информационным поводом.

    Нравится нам это или нет, но анонимное распространение информации в Интернете действительно возможно. Одни считают это злом, другие – благом. Недовольны, как правило, жертвы такого распространения, а положительно оценивают сохранение анонимности в Интернете те, кто желает довести до сведения общественности свое неприязненное отношение к человеку или предприятию.

    При выходе терминала (компьютера или мобильного телефона) в Интернет он всегда получает так называемый IP-адрес. По определению Википедии – сетевой энциклопедии, которая составляется всем интернет-сообществом, – «IP-адрес (aй-пи адрес, сокращение от англ.

    Internet Protocol Address) —уникальный идентификатор (адрес) устройства (обычно компьютера), подключенного к локальной сети или Интернету».[7] Этот адрес действительно уникален. В Интернете двух компьютеров с одинаковыми IP-адресами нет.

    Именно по IP-адресам компьютеры передают друг другу информацию, поэтому если два компьютера будут иметь один и тот же IP-адрес, то станет непонятно, кому из них она предназначена. Распределение IP-адресов осуществляется уполномоченными организациями.

    Пул адресов в определенном диапазоне закрепляется за конкретным интернет-провайдером, поэтому провайдера и город, из которого вышел в Интернет компьютер, определить по IP-адресу можно всегда. IP-адрес бывает постоянным или динамическим.

    Постоянный закреплен за конкретным пользователем, динамический – один из свободных в данный момент – выдает провайдер своим клиентам в ответ на конкретный запрос на выход в Интернет. В случае использования постоянного IP-адреса информация о том, за кем он закреплен, часто может быть доступна кому угодно.

    Если используется динамический IP-адрес, эти сведения будут известны только провайдеру, и то не всегда: хотя провайдер знает, с какого терминала был осуществлен выход, это не гарантирует идентификации пользователя. Так, при выходе в Интернет с городского телефона известен его абонентский номер и адрес, по которому он установлен.

    При выходе с мобильного телефона – абонентский номер и персональный номер телефонного аппарата (так называемый IMEI), а при выходе в Интернет с выделенной линии провайдер знает, по какому адресу располагается терминал, подключенный через эту линию. Однако если выход в Сеть осуществлялся из интернет-кафе либо через публичную точку доступа Wi-Fi (в кафе, на вокзале или вообще из автомобиля, припаркованного около них), либо с мобильного телефона, зарегистрированного на подставное лицо, поиск конкретного человека становится очень затруднительным или вообще невозможным.

    Интернет-провайдер легально может сообщить информацию об абоненте только правоохранительным органам по их запросу. В противном случае он нарушает как Федеральный закон «О персональных данных», так и целый ряд ведомственных нормативных актов.

    Проблема поиска человека, выходившего в Интернет, усугубляется тем, что IP-адреса не всегда транслируются напрямую.

    Например, при использовании GPRS с мобильного телефона, как правило, все, кто пользуется этой услугой в сотовой компании, имеют один IP-адрес.

    Точно так же имеют один IP-адрес все, кто выходит в Интернет через так называемый прокси-сервер (это часто встречается в интернет-кафе, учебных заведениях и крупных офисных зданиях).

    Кроме того, существуют программы, специально предназначенные для прикрытия IP-адресов – анонимайзеры. По своей сути это прокси-серверы, созданные специально для предоставления анонимности в Интернете.

    Некоторые из них (например, Steganos Internet Anonym VPN)[8] обеспечивают даже шифрование передаваемой информации, что не позволяет перехватить ее на каналах связи.

    При попытке идентифицировать человека, который разместил в Интернете текст или другую информацию с использованием анонимайзера, необходимо проделать целый ряд действий. Сначала обратиться в правоохранительные органы.

    Те должны возбудить уголовное дело (если есть признаки преступления) и убедить Генеральную прокуратуру написать мотивированный запрос в правоохранительные органы иностранного государства, которому принадлежит IP-адрес анонимайзера.

    Этот запрос должен быть оформлен с соблюдением всех необходимых формальностей, иначе он вообще не будет принят к рассмотрению за рубежом.

    Из запроса должно явно следовать, что он не является политически окрашенным, иначе по сложившейся практике многие страны также не примут его к рассмотрению, независимо от правильности оформления. После этого правоохранительные органы иностранного государства обратятся к фирме, предоставляющей услуги анонимайзера, и потребуют дать информацию о том, с какого IP-адреса к нему подключились. В ходе всего этого комплекса мероприятий, на проведение которых потребуется немало времени, выяснится лишь адрес, с которого недруги подключились к анонимайзеру А ведь анонимайзеры могут быть и выстроены в цепочку, когда подключение к одному из них производится через другой…

    Вдобавок к уже сказанному надо отметить, что существует распределенная анонимная сеть Tor,[9] которая создана и поддерживается поборниками приватности. Эта компьютерная сеть в Интернете организована так, что практически невозможно отследить перемещение пакета данных от начальной точки к конечной.

    Вот почему для большинства случаев, если они не касаются международного терроризма, когда все силы спецслужб крупных стран будут скоординировано брошены на поимку злодея, можно говорить о том, что обеспечить анонимность в Интернете технически возможно.

    Хотя мы здесь дали обзор основных методов обеспечения анонимности в Интернете, для удобства читателей более подробно мы расскажем о них в отдельном разделе.

    Создание блога занимает 15 минут. Создание работоспособного сайта, не претендующего на номинацию в конкурсе веб-дизайна, – от 40. Перенос сайта на новый хостинг – от нескольких секунд до нескольких минут.

    Оф-лайн за это время невозможно даже написать исковое заявление. Более того, открыть хостинг (т. е. купить место на сервере, где будет размещен сайт) на момент написания книги можно было вообще анонимно, используя в качестве оплаты переводы через платежные системы, не предусматривающие идентификации.

    А если хостинг при этом заказан в другой стране, то оф-лайновые процедуры воздействия на него становятся не менее трудоемкими, чем те, что описаны нами в предыдущем разделе, посвященном установлению реального IP-адреса недруга.

    Это очень длительные и подчас дорогостоящие процедуры, результатом которых может стать судебное решение о закрытии хостинга, после чего, как мы уже говорили, ничто не мешает вновь открыть его в другой стране, и в течение нескольких минут сайт, с которым шла борьба, снова окажется в эфире.

    Кроме того, совершенно не факт, что судебное дело против сайта с черным PR будет выиграно.

    Ведь если негативная информация представляет собой не клевету или оскорбления, а личное мнение, и если при этом не нарушаются никакие законы (например, о недопустимости публикации персональных данных без прямого согласия того, кому они принадлежат), то суд может вообще не принять решения о ее удалении.

    Если средство массовой информации размещает недостоверные сведения, порочащие кого-либо, пострадавший может обратиться в суд, и у него есть шанс получить компенсацию, а также заставить СМИ опубликовать опровержение.

    И хотя существующая сегодня даже в уважаемых изданиях система не во всем совершенна (например, на практике журналист, считающий себя «акулой пера», может разместить непроверенную информацию – и никто не станет его действия контролировать), все же можно попытаться призвать к ответу СМИ. Это трудно, долго, но возможно.

    А вот когда информацией такого рода наводняется Интернет, после чего об этом факте начинают писать СМИ («в Интернете появилась информация о том, что…»), к ответственности привлекать обычно некого.

    Эту особенность Интернета почти десять лет назад одним из первых отметил Глеб Павловский: «Интернет – идеальный инструмент для запуска в массовое сознание необходимых сюжетов.

    Кроме того, традиционные средства массовой информации несут ответственность за распространяемые ими сведения. Слухи же, передающиеся через Интернет, анонимны. Зато газеты и телевидение получают возможность ссылаться на Интернет.

    То есть происходит самое настоящее отмывание так называемой черной информации».[10]

    До недавнего времени даже он-лайновые СМИ не удавалось привлечь к ответственности. При обращении в суд требовалось направить на их адрес копию искового заявления, а к моменту судебного слушания информация с сайта исчезала.

    Правда, в последнее время появилась возможность нотариально заверить копию изображения информации, размещенной на сайте. В результате даже если тот или иной текст к моменту суда с сайта удаляется, это не спасает электронное СМИ от ответственности. Наверное, это победа.

    Однако она столь мала, что не решает проблемы в целом.

    Когда пользователь размещает информацию в Интернете, он зачастую утрачивает контроль над ней, даже не осознавая этого. Фразы «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» и «Что написано пером, не вырубишь топором» здесь причудливо объединились и обрели сегодня новый смысл.

    Действительно, написав что-либо на чужом интернет-форуме или прокомментировав чей-то сетевой журнал, пользователь может полностью утратить власть над своими словами. Даже если кто-то считает, что при необходимости сможет убрать информацию, размещенную им, не факт, что это на самом деле возможно.

    Любому человеку достаточно просто скопировать слова, приведенные в сообщении, чтобы власть автора над этим сообщением оказалась утрачена. Возможно, навсегда.

    Но даже если информация размещается на собственном сайте пользователя, он может рано или поздно обнаружить, что не в состоянии убрать ее из Интернета. Это чаще всего происходит по четырем причинам.

    1. Информация попадает в архив Интернета. Действительно, в Интернете по адресу: www.archive.org/ существует ресурс, который копирует страницы сайтов и сохраняет их на своих серверах.

    Поскольку он находится в Сан-Франциско и принадлежит (во всяком случае, официально) частному лицу, вряд ли существует возможность легко «зачистить» информацию там по желанию организаций или частных лиц без решения американского суда.

    Вот фрагмент статьи «Архив Интернета» из Википедии:

    Архив Интернета расположен в Сан-Франциско, основан в 1996 году и занимается несколькими проектами. Архив обеспечивает бесплатный доступ для исследователей, историков и школьников. Декларируемой целью архива является сохранение культурно-исторических ценностей цивилизации в эпоху интернет-технологий и создание интернет-библиотеки.

    The Wayback Machine – в базе сохраняется содержимое веб-страниц, и можно посмотреть, как выглядела та или иная страница раньше, даже если сайт больше не существует.

    В октябре 2004-го впервые было зафиксировано использование The Wayback Machine в качестве доказательства в американском суде.

    Также замечена цензура, когда часть архивных копий веб-страниц, содержащих критику сайентологии, была удалена из архива по требованию юристов из церкви сайентологов.[11]

    Источник: http://www.libma.ru/kompyutery_i_internet/protivodeistvie_chernomu_pr_v_internete/p3.php

    Ответственность за распространение в сети Интернет запрещенной информации

    Распространение информации в интернете

    Что нельзя размещать в соцсетях

    Размещая информацию на своей страничке в соцсетях (, Instagram, ВКонтакте, Твиттер, и др.) или комментируя чей-то пост, важно помнить, распространение какой информации по белорусскому законодательству запрещено, и не обидит ли кого-то ваша публикация или .

    Рассмотрим подробно некоторые случаи, когда за «неосторожную» публикацию вас могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

    1. Информация о частной жизни человека и его персональные данные 

    Информацию о частной жизни и персональные данные физического лица можно распространять только с его письменного согласия . К такой информации, например, относятся сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья .

    https://www.youtube.com/watch?v=zLpNrsGq5Zs

    Таким образом, размещая в Интернете, например, скриншот переписки или фотографии документов, содержащие личные данные гражданина, проверьте, возможно, нужно получить его письменное согласие.

    Обратите внимание!
    Незаконное распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия может причинить вред правам, свободам и законным интересам этого лица. В данном случае для нарушителя предусмотрена уголовная ответственность в виде общественных работ, или штрафа, или ареста .

    Справочная информация
    Каждому гражданину гарантировано право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство .

    1. Информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну 

    Нести ответственность за разглашение такой информации могут лица, которым она стала известна в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (деятельности) и только по требованию потерпевшего либо его законного представителя .

    Обратите внимание!
    За разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны предусмотренаадминистративная ответственность в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин (от 92 до 460 бел. руб.) .

    На случай когда коммерческая тайна разглашается умышлено и в результате ее разглашения организации причинен ущерб в крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность в виде одной из следующих мер:

    — штрафа;

    — лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

    — ареста;

    — ограничения свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок .

    Если такая информация разглашается из корыстной или иной личной заинтересованности, ее распространителю грозит уголовная ответственность в виде одной из таких мер, как:

    — штраф;

    — ограничение свободы на срок до четырех лет;

    — лишение свободы на срок до пяти лет .

    Справочная информация
    Крупный размер ущерба
     — размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления .

    Клеветой являются заведомо ложные, позорящие другое лицо измышления.

    Обратите внимание!
    Распространение клеветы влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до 30 базовых величин (690 бел. руб.).

    За размещение в Интернете информации, содержащей клевету, предусмотрена уголовная ответственность в виде одной из таких мер наказания, как:

    — штраф;

    — арест;

    — исправительные работы на срок до двух лет;

    — ограничение свободы на срок до трех лет.

    Оскорблением может быть признано размещенное вами в соцсетях умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме .

    Обратите внимание!
    За оскорбление предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 20 базовых величин (460 бел. руб.) .

    В случае умышленного оскорбления в течение года после применения мер административной ответственности за оскорбление или клевету предусмотрена уголовная ответственность в виде одной из следующих мер :

    — общественных работ;

    — штрафа;

    — исправительных работы на срок до одного года;

    — ограничения свободы на срок до двух лет.

    1. Пропаганда насилия и жестокости

    Белорусское законодательство запрещает распространять или рекламировать, публично демонстрировать кино- и видеофильмы или иные произведения, пропагандирующие культ насилия и жестокости .

    Обратите внимание!
    За распространение такой информации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (от 230 до 690 бел. руб.) с конфискацией указанных произведений.

    Под нацистской символикой или атрибутикой понимаются флаг, гимн, эмблема, вымпел, галстук, нагрудный и опознавательный знак Национал-социалистической рабочей партии Германии или их копии .

    Демонстрировать или распространять ее граждане могут только в исключительных случаях, например, при осуществлении деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографии, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий, издательского дела, образовательной деятельности, средств массовой информации .

    Обратите внимание!
    Пропаганда и (или) публичное демонстрирование в Интернете нацистской символики или атрибутики влечет административную ответственность в виде одной из следующих мер: — штрафа в размере до 10 базовых величин (230 бел. руб.); — административного ареста.

    В обоих случаях будут конфискованы средства, с помощью которых совершено данное нарушение.

    1. Информация содержащая порнографические материалы и (или) эротику

    К такой информации, в частности, относятся изображения, кино-, видеофильмы или сцены порнографического содержания, иные предметы порнографического характера.

    Обратите внимание!
    За распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с использованием Интернета, совершенное лицом, достигшим 18 лет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до четырех лет .

    1. Информация, которая может нанести вред здоровью и развитию детей

    Эта информация способна оказать негативное влияние на здоровье, физическое, нравственное и духовное развитие детей определенной возрастной категории . К ней, в частности, относится информация, которая:

    — вызывает желание употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, потреблять наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, табачные изделия;

    — побуждает совершать преступления или иные общественно опасные деяния (проституция, попрошайничество, бродяжничество, участие в азартных играх и др.);

    — положительно оценивает преступление или идеализирует преступников;

    — отображает издевательства над людьми либо их унижения в связи с этническим происхождением, национальной, расовой, религиозной, языковой, половой принадлежностью, убеждениями или взглядами, социальным положением, заболеванием;

    — поощряет привычки, противоречащие формированию здорового образа жизни;

    — содержит порнографические материалы и (или) эротику;

    — содержит нецензурные слова и выражения.

    Обратите внимание!
    За распространение, рекламирование, трансляцию или демонстрацию заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенное лицом, достигшим 18 лет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до четырех лет .

    Размещайте с осторожностью в открытом доступе фотографии своей банковской карточки и документов, удостоверяющих личность. Помните, что вашими персональными данными могут воспользоваться в своих корыстных целях недоброжелатели.

    Составлено по материалам Интернета.

    edu.by

    Источник: http://36gp.by/otvetstvennost-za-rasprostranenie-v-seti-internet-zapreshhennoj-informatsii/

    Судебное дело
    Добавить комментарий